Учителя обретают знания в
борьбе
Сегодня многие сталкиваются с
произволом начальников. Одни молчат и терпят явное
беззаконие и несправедливость. Другие начинает бороться,
защищая не только свои законные права, но и своих
многочисленных коллег. Зачастую больше дело начинается с
малых иногда незаметных шагов.
Мы уже писали про Наталью Высоцкую,
учительницу гимназии 587 Фрунзенского района, которая
сначала стала задавать вопросы о невыплаченных
надбавках, потом - о последствиях перевода
преподавателей на должность педагога дополнительного
образования, затем - об отмене финансирования
музыкального отделения и отказе выдать выпускникам
свидетельство об окончании музыкальной школы (см. статью
"Учителя ждут перемен" в номере от 4 февраля 2010 года).
Ответы на обращения к председателю
комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга
Ольге Ивановой, главе районной администрации Терентию
Мещерякову и председателю своего отраслевого профсоюза
Владимиру Кузнецову были формальными отписками зачастую
с подменой понятий - спрашивали об одном, отвечали о
другом+
Когда возникла реальная угроза
увольнения мятежного преподавателя, учитывая важную
социальную значимость проводимой ей работы, была создана
первичная организация Межрегионального профсоюза
"Защита" во главе с Высоцкой.
Для думающих людей принципиальны
серьезные причины конфликта, для мелочных -
второстепенные. Поводом для увольнения стало изменение
расписания. Наталья Павловна в течение 15 лет работала с
учениками два раза в неделю: по вторникам и пятницам.
Такой режим устраивал преподавателя и учеников, которые
участвовали в различных конкурсах и были награждены
грамотами и дипломами. Но директор С.Е.Кузнецова решила
в октябре 2009 разбить занятия на три дня: вторник,
пятница, суббота, передав Наталье Павловне неряшливо
оформленную служебную записку. Приказа о переводе на
новое расписание с достаточным обоснованием издано не
было.
Готовый к таким "фокусам" педагог
напомнила директору требования Трудового Кодекса о
необходимости обосновывать и согласовывать такие
переводы, чтобы не снизить качество образования,
Положение о гимназии, где подчеркивается важность
создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
детей, и продолжала работать в прежнем режиме.
Родители также потребовали от
руководства гимназии вести занятия по старому
расписанию. В начале апреля в кабинете директора
состоялось нешуточное собрание, где в присутствии
педагогов и родителей было достигнуто соглашение -
проводить занятия по более удобному графику в течение
двух недель, а окончательное решение должно быть
доведено до всех участников конфликта в письменном виде.
Но вместо приказа об изменении
расписания С.Е.Кузнецова потребовала письменно объяснить
причину отсутствия на рабочем месте в субботу 17 апреля
2010 года. Наталья Павловна написала заявление, в
котором обосновывала свою позицию теми же доводами:
приняла экзамен, отработала полную нагрузку по
расписанию, действующему с начала учебного года, и
выполнила всю работу, предусмотренную трудовым
договором.
Казалось, можно объявить конфликт
исчерпанным, но директор гимназии С.Е.Кузнецова
подписала 21 апреля 2010 года приказ об увольнении
Натальи Павловны Высоцкой. Основанием для приказа стали:
акт от 17.04.2010 года, докладные записки специалиста по
кадрам Т.Л.Валюжевич, замдиректора Н.П.Козловой и
Е.Л.Степановой и другие бумаги. По моим наблюдениям
большинство педагогов, увидев такие документы,
отказываются от борьбы за свои законные права. Но
Наталья Павловна не из их числа.
Она подготовила весьма грамотное
заявление в районный суд, представив 54 документа в
обоснование своей правоты. Более того, она потребовала в
порядке досудебной подготовки предоставить трудовой
договор, приказ о приеме на работу, должностные
инструкции учителя, приказ о режиме работы в гимназии в
2009-2010 года, Устав, Правила внутреннего распорядка и
другие важные документы.
В суде свои аргументы опытный
педагог представила на основании полученных официальных
бумаг и требований Трудового Кодекса. Судья
Е.А.Венедиктова вынесла решение: так как никаких
доказательств, подтверждающих, что отсутствие Высоцкой
на рабочем месте повлекло тяжкие последствия для
учеников и гимназии, не представлено, а были лишь
похвальные грамоты за педагогические достижения в
юридически значимый период, увольнение признать
незаконным, с гимназии взыскать оплату вынужденного
прогула и компенсацию морального вреда.
Городской суд оставил кассацию без
удовлетворения, а решение районного суда - без
изменений.
Но директор гимназии С.Е.Кузнецова
после этого не успокоилась. Она снова уволила педагога
по тем же основаниям, которые районный и городской суд
признал незаконным. Сейчас повторное заявление Высоцкой
находится во Фрунзенском районном суде.
Кроме того, сейчас родители и
преподаватели готовят заявление о вымогательстве со
стороны дирекции гимназии. Официальные лица объяснили,
что деньги нужны для охраны. Их собирают уже третий
месяц, а на вахте сидят старушки, которые никого
защитить не смогут.
Казалось бы, мелкий конфликт, но
его последствия весьма серьезные. Во-первых, речь идет о
создании реального профсоюза, который на деле может
защищать права учителей. Такое решение было принято в
конце октября на семинаре "Защита социально-трудовых
прав. Роль профсоюзов", который был организован
Институтом глобализации и социальных движений (ИГСО),
Конфедерацией труда России (КТР), Научно-методический
центр "Гуманист". В нем, приняли участие преподаватели
из гимназии 587 Фрунзенского района, и их коллеги 18
регионов России, большинство - учителя средних школ.
Были представители Высшей школы. Принято еще одно важное
решение - провести тренинг "Способы защиты трудовых прав
учителей", где планирует выступить Наталья Павловна. Это
значит, что о борьбе преподавателей музыки в гимназии
Фрунзенского района Санкт-Петербурга узнали не только в
Москве, этот опыт востребован и в других российских
городах.
Во-вторых, судебное разбирательство
должно перейти в широкую открытую дискуссию. На том же
московском семинаре учитель истории одной из московских
школ и сотрудник ИГСО Игорь Сангаев высказал мнение о
том, что принятие федерального закона "Об образовании РФ"
(ФЗ-83) может спровоцировать серьезные социальные
конфликты и резко понизить качество образования.
Необходимо провести дополнительные обсуждения.
Руководители ВУЗов предлагают освободить образовательные
учреждения, в том числе и частные, от налога на землю;
предоставить льготы собственникам, которые сдают им
помещения; вернуть отсрочку от армии, в том числе и тем,
кто учиться на новых еще не аккредитованных
специальностях; приравнять зарплату преподавателей к
средней в экономике и строительстве; увольнять педагогов
только после окончания учебного года; разрешить сельским
школам самим определять предельную наполняемость классов
и многое другое (см. www.piter-info.org от 25.10.2010
года).
Но важно услышать аргументы рядовых
преподавателей. Поэтому нужно при профсоюзах создавать
экспертные советы, знакомить молодых учителей с мнениями
их более опытных коллег, учить их азам борьбы. Критика
скандального законопроекта уже услышана руководством
страны. По поручению президента России Дмитрия Медведева,
проект ФЗ-83 отправлен на доработку и будет выставлен в
интернете не позднее 1 февраля 2011 года на официальном
сайте Министерства образования и науки РФ.
В-третьих, если подтвердятся факты
незаконного преследования профсоюзного активиста и
коррупции руководителя гимназии 587 Фрунзенского района,
то очень серьезные вопросы могут быть заданы начальнику
отдела образования администрации Фрунзенского района
Елене Гавриленко, председателю комитета по образованию
правительства Санкт-Петербурга Ольге Ивановой и главе
районной администрации Терентию Мещерякову, которые
знали о преступлениях и ничего не сделали.
Знающие люди говорят, что свобода,
жизненный опыт и существенные знания завоевывается в
борьбе. А сейчас рядового учителя может незаслуженно
наказать любой чиновник или избить на глазах учеников
тупой негодяй. Невольник, неспособный анализировать
реалии, принимать ответственные решения, преодолевать
трудности, сможет воспитать лишь невольника с
надломленной психикой. У раба никогда не будет
психологии, мышления и действий победителя. Только
свободный, опытный и знающий учитель может воспитать
выдающихся ученых, грамотных управленцев, честных
юристов, правдивых журналистов и квалифицированных
рабочих.
Михаил Дружининский |