|
ОРЛОВСКИЙ ТОННЕЛЬ СТАЛ ПРОДОЛЖЕНИЕМ «МОРСКОГО ФАСАДА»
На прошедшей неделе пресс-служба комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга сообщила, что конкурсное предложение на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля под Невой стоимостью 47 млрд рублей сделала только одна компания — ООО «Невская концессионная компания», которая сформирована структурами французского концерна Vinci Construction. Компания Vinci (до 2000 года — SGE) специализируется на строительстве и эксплуатации мостов, тоннелей, плотин, любых других проектов инфраструктуры, а также — зданий. Наиболее известные проекты — строительство аэропорта Ницца, моста Нормандия, моста через Тежу, метро в Каире и Сингапуре, ремонтные работы в Лувре. По данным газеты «КоммерсантЪ» (см статью Анны Пушкарской «Город повернулся фасадом к тоннелю» в номере от 19.02.2010 года), основным участником этого консорциума стала группа First Quantum Partners подконтрольная депутату Госдумы, члену комитета по бюджету и налогам Виталию Южилину. Удачливый законотворец в 1988 году окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова по специальности «инженер-океанолог», в декабре 1999 года по списку КПРФ стал депутатом Госдумы, на конец 2009 года с личным состоянием 14,7 млрд рублей входит в сотню самых богатых людей России. Его коммерческая структура при поддержке городского и федерального правительства реализует масштабный проект «Морской фасад» около западной оконечности Васильевского острова, который сопровождался рядом критических публикаций, акциями протеста, сбором подписей, обращениями к первым лицам государства, в зарубежные консульства и судебным разбирательством. Городское правительство даже в разгар кризиса исправно выполняло свои обязательства перед «Морским фасадом» по выкупу облигаций строящегося пассажирского порта объемом 11 млрд рублей. «Невская концессионная компания» также известна уже построенным торгово-развлекательным комплексом «Радуга» на пр. Космонавтов стоимостью €190 млн. Компания Vinci, не смотря на аргументированные протесты экологов, дала согласие участвовать в строительстве трассы Москва – Санкт- Петербург через территорию уникального Химкинского лесопарка – дубовой рощи на берегу канала имени Москвы. Прежде всего, удивляет разница стоимости 1 км дороги, предложенной компанией Vinci в России и за рубежом. По мнению некоторых специалистов за строительство одного километра участка с 15 по 58 километр скоростной автомобильной дороги, консорциум с участием той же компании берет $138 млн. (см http://www.riarealty.ru/ru/article/62525.html). В сентябре 2009 года появились информация о снижении стоимости строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й – 58-й км до 60 млрд. рублей (см. http://50rus.info/auto_car/строительство-дороги-москва-спб/). Но эти цифры пока не подтверждены независимыми экспертами, которые утверждают, что стоимость трассы Москва - Петербург в 16 раз дороже нормы (см. http://infranews.ru/?object=news&id=5103&catid=6). А по сведениям арабской газеты «Аль-Айям» в начале 2009 года Vinci совместо с катарской «Ад-Дияр» начала возведение 40-километрового, самого длинного в мире морского путепровода, который обойдется в 3 миллиарда долларов (см. http://infranews.ru//?object=news&id=5112&catid=6). Около 20 километров переправы между разбросанным на архипелаге островов в Персидском заливе Бахрейном и расположенным на Катарском полуострове Катаром пройдут по мостам, а остальная часть - по дамбам, насыпанным на мелководье. Получается, что построить по воде мосты и дамбы - за один километр в Персидском заливе обойдется - $75 млн. А в России, за строительство по суше одного километра, консорциум с участием той же компании берет $138 млн. Против сомнительного проекта с участием высокопоставленных российских чиновников и французской компании Vinci жители Москвы и Подмосковья борются уже более двух лет. В защиту Химкинского леса проведено около 50 акций протеста, собраны десятки тысяч подписей, судебные разбирательства дошли даже до Европейского суда. А после нападения на журналиста Михаила Бекетова, в результате которого тот едва выжил, лишился ноги, нескольких пальцев и получил тяжелейшую травму головы, о борьбе за подмосковный лес узнали не только по всей России, но и в других странах мира. В Санкт-Петербурге первая акция протеста из-за проекта Орловского тоннеля прошла в сентябре 2006 года. Тогда на митинг на улицу Апрельскую вышло несколько сот человек. Жители ближайших к выходу на поверхность магистрали домов с улиц Апрельской, Металлистов, Крюкова, Тухачевского, Среднеохтинского и Полюстровского проспектов выступали не против самого строительства. Поводом стало резкое падение цен на квартиры рядом с транспортной развязкой. Сейчас список проблем, с которыми столкнутся горожане из-за Орловского тоннеля, увеличился: резкое ухудшение экологии, появление трещин и изломов в жилых домах, срастание интересов коррумпированных чиновников и криминальных структур. По словам члена президентского совета по правам человека и руководителя российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, с 2010 года любой проект и законодательный акт в России может быть подвергнут проверке на коррупционную составляющую Национальным антикоррупционным комитетом при участии Transparency International. В ближайшее время российские и зарубежные специалисты проверят распоряжение главы федерального правительства В.В.Путина, отдающее Химкинский лес под вырубку. Опасения относительно Орловского тоннеля нужно будет подтверждать, в первую очередь, в суде фактами, экспертизами, грамотно составленными документами, а социальную значимость стратегического инвестиционного проекта – на улице массовыми акциями. Только тогда голос народа, а не чиновников и самых богатых людей России будет решающим.
Михаил Дружининский
|