|
08 ноября 2007
г. Ноябрь в Петербурге станет
месяцем забастовок
Как и 90 лет назад, Петербург
становится центром рабочего движения России. Почта, железная дорога,
морской порт, автозавод — забастовки на этих предприятиях — серьезное
испытание для молодого, но набирающего силу движения свободных
профсоюзов. Насколько успешно оно его пройдет, мы узнаем по итогам этого
горячего месяца.
Свободные
тред-юнионы решили напомнить своим работодателям о том, какую годовщину
отмечает в эти дни Петербург. В самых что ни на есть революционных
традициях забастовать, причем в течение одного месяца, готовятся
почтовики, докеры Морского порта, рабочие "Форда" и железнодорожники.
Первыми
сегодня поспешили поднять знамя рабочего движения пролетарии с
всеволожского "Форда". В 0 часов они остановили конвейер по производству
самых популярных в России иномарок "Форд-фокус". Чтобы приобрести этот
автомобиль, покупателям приходится стоять в очереди по несколько месяцев.
Остановка производства грозит затянуть этот процесс на неопределенный
срок.
Забастовка 7 ноября предупредительная. У администрации предприятия будет
еще две недели на раздумья, а потом в случае отказа от выполнения
поставленных требований завод вновь прекратит работу. По словам лидера
профсоюза Алексея Этманова, главным требованием рабочих является
повышение зарплаты в среднем до 7 минимальных размеров оплаты труда, или
28 тыс. Сегодня средняя зарплата на предприятии составляет 20 тыс.
Напомним, что в феврале 2007 года на "Форде" уже была забастовка. Тогда
конвейер был остановлен на сутки, в результате чего предприятие понесло
ущерб в несколько миллионов долларов. Несмотря на то что суд тогда
признал стачку незаконной, менеджмент автозавода пошел на уступки
профсоюзу и частично удовлетворил выдвинутые требования, среди которых
были: заключение нового коллективного договора, увеличение зарплат,
предоставление ежегодных отпусков, аттестация рабочих мест, нормирование
труда в соответствии с Трудовым кодексом и др.
Одновременно с забастовкой на "Форде" грозит обостриться конфликт на
петербургской почте, где 26 октября бригада водителей второй раз за
полгода остановила на несколько часов работу предприятия. Уже на
следующий день после стачки троих ее зачинщиков уволили. Подобная участь
ожидает еще нескольких активистов, находящихся в данный момент на
больничном. Переговоры, прошедшие 2 ноября в офисе Управления
федеральной почтовой службы по Петербургу и Ленобласти, никаких
существенных результатов не дали. Теперь же в администрации заявляют,
что больше за стол переговоров с профсоюзом не сядут, как ни странно —
по моральным соображениям.
По мнению почтового начальства, организованная профсоюзом 26 октября
забастовка была незаконной и нарушила права пенсионеров, малоимущих и
других льготных категорий граждан. Теперь руководство почты намерено в
судебном порядке потребовать от участников акции возмещения нанесенного
предприятию ущерба. Как сообщают в пресс-службе УФПС, соответствующее
заявление будет отправлено в суд в ближайшее время. Если же
профактивисты вновь захотят приостановить работу почтовой службы — что
вполне логично в условиях нежелания руководства дальше вести переговоры
— УФПС обещает препятствовать этому всеми возможными средствами.
Еще один серьезный трудовой конфликт назрел на железной дороге. На
прошедшей 2 ноября в Москве конференции Российского профсоюза
локомотивных бригад железнодорожников было принято решение о проведении
всеобщей забастовки. Железнодорожники требуют увеличения зарплат,
улучшения условий труда, возвращения доплат за выслугу лет и за
вредность, а также проведения аттестации рабочих мест.
Узнать у руководства Октябрьской железной дороги, как они собираются
реагировать на решение профсоюза, на момент публикации материала не
удалось. Зато своими соображениями насчет забастовки с ЗАКС.Ру охотно
поделился Аркадий Комиссаров, председатель первичной профсоюзной
организации РПЛБЖ на ОЖД. По его словам, в стачке, назначенной на конец
ноября, в знак солидарности планируют принять участие профсоюзы
нефтяников и металлургов — Соцпроф.
Если акция железнодорожников пройдет удачно, акционерам РЖД, а также
многочисленным клиентам монополиста стоит ожидать многомиллионных
убытков. Что касается постоянных пассажиров поездов и электричек, то на
конец ноября им впору подыскивать себе альтернативный вид транспорта.
О том, что такое всеобщая забастовка железнодорожников, теперь хорошо
знают жители Германии и Франции. В октябре этого года названные страны
оказались в обстановке настоящего транспортного коллапса. Из-за
остановки поездов перегруженными оказались автомагистрали. В итоге
добраться из одного конца города в другой или в пригород стало
практически невозможно.
Еще одна горячая точка на карте трудовых конфликтов Петербурга — Морской
порт. 13 ноября докеры планируют объявить бессрочную забастовку. Как
рассказал ЗАКС.Ру председатель профкома докеров 2-й стивидорной компании
Анзор Лонтадзе, основным требованием свободного профсоюза является
повышение заработной платы на 30%.
Напомним, что последний раз докеры бастовали в Петербурге летом 2005
года. Тогда в стачке приняло участие более полутора тысяч работников. В
итоге профсоюзу удалось добиться частичной реализации своих требований,
а порт, по оценкам экспертов, понес колоссальные убытки.
Таким образом, как и 90 лет назад, Петербург становится центром рабочего
движения России. Почта, железная дорога, морской порт, автозавод —
забастовки на этих предприятиях — серьезное испытание для молодого, но
набирающего силу движения свободных профсоюзов. Насколько успешно оно
его пройдет, мы узнаем по итогам этого горячего месяца.
Антон Юдаев
Закс.ру
|
|