|
07 ноября 2008г.
Илья Пономарев о послании президента
Прежде всего, хотелось бы отметить, что вопреки
утверждениям отдельных "источников" на стадии подготовки
послания, распространявших слухи, что оно переносится по
срокам из-за проблем с согласованием текста с
действующим премьером, это было именно послание
президента, а не марионетки, которой стремятся
изобразить Дмитрия Медведева некоторые представители
властной элиты.
Мне, напротив, показалось, судя по выражению лица
Владимира Путина во время чтения послания, что для
Путина многие вещи, которые говорил Дмитрий Медведев,
были открытием. Да и в целом, то, что говорил президент,
иначе как инициативами по ограничению полномочий
федерального правительства, никак не назовешь.
Несмотря на жизнеутверждающий пафос первого Послания
нового президента Федеральному Собранию, в стране не всё
так радужно. И об этом Дмитрий Медведев немало говорил.
Причем значительная часть его Послания напоминала не
традиционное путинское задание приоритетов, а скорее
лекцию студентам, забывшим фундаментальные понятия своей
науки. Он много говорил о Конституции, праве, роли
закона, гражданских свободах, необоснованных арестах и
т.п. - т.е. о всем том, что, мягко говоря, не поощрялось
у нас в последние годы. Однако при этом очень
чувствовалась, с одной стороны, рука автора в этом
тексте, с другой - явный дефицит единомышленников, да и
просто экспертов, которые бы работали с Президентом над
Посланием. Из-за этого оно получилось очень неровным, и
много вопросов осталось неясными.
Взять хотя бы коррупцию – врага «номер один». Не
сомневаюсь, что внесенный президентом в Госдуму пакет
законов о противодействии коррупции будет принят. Однако
сомневаюсь, что армия коррупционеров не найдёт обходных
путей. Достаточно вспомнить о судьбе пакета законов о
снижении административных барьеров, принятого Думой
третьего созыва. На самом деле, если довести до конца
прозвучавшую мысль о наделении парламента контрольными
функциями, то это будет гораздо более эффективной
антикоррупционной мерой. Особенно, если Дума или Совфед
будут реально контролировать исполнение бюджета - но
Президент, к сожалению, не расшифровал конкретные
полномочия, которые могут перейти к законодательной
власти.
Оценка, данная бюрократии в новом Послании, вполне
заслуженная: государственный аппарат у нас, как сказал
Дмитрий Медведев, «сам себе суд, сам себе партия и сам
себе в конечном счете народ». И предложенные президентом
меры по дебюрократизации – оправданные. Только механизмы,
правда, опять-таки не ясны.
Значительная часть Послания напоминала установочную
лекцию студентам о фундаментальных понятиях своей науки.
Много говорилось о Конституции, праве, роли судов,
гражданских свободах, то есть о том, что подверглось
ревизии в последние годы. При этом чувствовалась, с
одной стороны, авторская правка лично Президента, с
другой – явный дефицит квалифицированных экспертов,
которые работали бы с ним над текстом. Из-за этого оно
получилось очень неровным, много вопросов осталось
открытыми. Скорее всего, стилистическое качество текста
оказалось принесено в жертву требованиям минимизировать
преждевременные утечки о его содержании.
В Послании Медведев сформулировал новый язык, которым он
будет общаться с элитами. По сути, речь шла о намерении
восстановить нарушенный баланс между ветвями власти –
исполнительной и законодательной, о создании системы
сдержек и противовесов. Правда, осталось
неясным, как далеко готов пойти Президент, имея в виду
предложение о придании парламенту контрольных функций.
Вряд ли Медведев затевает конституционную реформу лишь
для того, чтобы обязать Путина раз в год приходить в
здание на Охотном ряду.
Это то, что касается формы послания.
Теперь о его сути.
Многие тезисы послания направлены на то, чтобы исправить
перекос в сторону исполнительной власти, который
сложился в последнее время.
Такова инициатива, например, о назначении губернаторов
из числа представителей партии, получившей большинство
на региональных выборах (хотя мы все знаем название этой
партии, но мы также знаем, что указания по кадровым
вопросам она получает не из Белого дома, а со Старой
площади и из Кремля).
Инициатива о 5% - это шанс для формирующейся лояльной
либеральной партии попасть в парламент, потому что 7%
она даже с всей поддержкой административного ресурса
никак не перейдет. Но, в то же время, это и ревизия того
курса, который был до сих пор направлен на то, чтобы на
политическом поле не появлялось никаких новых партий и
движений. Думаю, сегодня вечером немало соберется
политических кружков претендентов на эти самые 5% из
разных частей политического спектра.
Опять же в этом контексте прозвучал тезис о снижении
требуемого числа членов партии, и это также поворот на
180 градусов относительно того, как власть действовала
до этого – до сих пор она все время ужесточала
требования к количеству членов партии, и очередная
подобная инициатива уже было была подготовлена Единой
Россией в Думе.
Теперь о том, что мне не понравилось.
Меня очень сильно разочаровало то, что в этом послании,
несмотря на наличие очень многих фундаментальных вещей
относительно роли права, было очень мало конкретики,
связанной с социально-экономическими вопросами. Власти
явно не до проблем простых людей.
С одной стороны, это свидетельство того, что послание
готовилось в отрыве от экономического блока
правительства. Налицо контраст с детально проработанным
блоком по образованию – это тот вопрос, в котором
Медведев разбирается лично – разница была очевидной.
И, соответственно, большое количество
социально-экономических тем, крайне важных, типа
пенсионной реформы, мер по стимулированию инновационной
экономики, были подняты, но конкретных предложений не
прозвучало. Не говоря уже о более радикальных и давно
назревших переменах. Показательно, что в Послании не
прозвучали прогнозы инфляции и «задания» по темпам
экономического роста, которые присутствовали в посланиях
Владимира Путина. Не в темпах дело, а в качестве роста.
Инфляция же – после массированного антикризисного
вливания денег в экономику и нового скачка тарифов на
электроэнергию и коммунальные платежи – похоже, превысит
даже пессимистические прогнозы. Хотя какие-либо прогнозы
в ситуации прогрессирующего всемирного кризиса потеряли
свою актуальность как жанр.
О передовых технологиях, инновациях, инновационной
экономике в Послании говорилось не один раз. Но
конкретные меры по стимулированию развития высоко
технологического сектора, в частности, снижение налогов
или другие формы государственной поддержки, не были
озвучены, как не были даны и соответствующие поручения
Правительству. Важный, на мой взгляд, вопрос: какими
должны быть меры по развитию реального сектора, прежде
всего инновационного - к сожалению, не нашёл отражения в
Послании. Не так давно в правительстве обсуждались
инициативы о введении льгот для нефтяных компаний и
отмене регрессивной шкалы единого социального налога,
что, в случае их принятия, неизбежно привело бы к
удорожанию себестоимости инновационной продукции на 15
процентов. Учитывая, что нынешний глобальный кризис
неизбежно обернётся изменением структуры мировой
экономики в пользу высокотехнологичных отраслей, сможем
ли мы при такой заботе о сырьевых монополистах занять
достойное место на рынках инновационной продукции?
Отмечалось лишь, что надо «ускорить формирование сильных
государственных и частных центров разработки новых
технологий», а также «реально помочь малому и среднему
бизнесу в создании инновационных предприятий», «…как
можно активнее расширять свободное пространство
интернета и цифрового телевидения». Возможно, за этими
общими фразами скрывается дефицит специалистов в
окружении президента, способных сформулировать позицию
по такой актуальной теме, как инновации. Это особенно
было наглядно заметно на фоне обширных и детальных
рассуждений о модернизации школы – теме, в которой
Президент лично и глубоко разбирается. Это удивительно,
тем более что у президента есть аналитический центр -
ИНСОР - который явно оказался невостребованным при
работе над этим документом.
Я глубоко убежден – как бы не было лестно для отрасли
высоких технологий, что за ее развитие отвечает лично
Президент, но дело не сдвинется с мертвой точки, пока в
стране не появится единого органа с компетентным
руководителем, который бы был персонально ответственен
за развитие инноваций в России. Это Послание стало еще
одной иллюстрацией к этому тезису. Тем более отрадно,
что буквально на следующий день после оглашения Послания,
наконец, опубликован указ о создании Совета по
информационному обществу. Это обнадеживает. Очевидно,
желание заниматься инновациями у Президента есть, однако
пока не сложилось понимания стратегии подобной работы.
Ясно, однако, что Правительство в качестве
инновационного центра им не воспринимается.
И, в завершение - очень порадовала в послании Дмитрия
Медведева та часть, которая касалась ротаций руководства
политических партий. Может быть, наконец мы увидим новые
лица. У меня есть старый личный интерес в том, чтобы на
левом фланге эта ротация совершилась наконец, пусть и по
инициативе власти, если сами не можем. Возможно, это
приведет наконец к возникновению единой дееспособной
левой силы. Мне даже показалось, что когда Дмитрий
Медведев говорил об этом, он посмотрел на председателя
КПРФ Геннадия Зюганова...
|
|