|
08
мая 2007 г.
Президент узнал правду
о портах и российском бизнесе в Эстонии
Преференции, которые государство обещает российским
портам на Балтике, на деле оказываются мифом. Глава РЖД Владимир Якунин
обвинил в этом окружение президента России Владимира Путина.
Перед заседанием президиума госсовета, который проходил 3 мая в
Мурманске, глава государства был поставлен в неловкое положение,
благодаря своим подчиненным. Речь зашла о грузообороте Мурманского порта.
Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин доложил о
невозможности увеличения грузооборота без строительства участка железной
дороги. Как пишет газета «Коммерсант», в этот момент министр транспорта
Игорь Левитин вспомнил о грузах, которые пойдут через иностранные порты:
Вы о них не забывайте! поддержал его президент России.
Я о них и говорю! повысил голос Владимир Якунин. Но извините меня,
за год и четыре месяца после вашего посещения Усть-Луги, где вы давали
указание подумать с точки зрения создания свободной экономической зоны в
портах, ничего не сделано!
И он заговорил о том, что российские судовладельцы в этих условиях
начинают вкладывать деньги в развитие иностранных портов, в том числе
эстонского порта в городе Силламяэ.
Господин Путин крайне заинтересовался и, не отрываясь, смотрел на главу
РАО РЖД.
- Там им говорят: вот вам освобождение от налогов на имущество, вот вам
нулевой налог на прибыль на 10 лет, вот аренда на 40 лет... И их
поддерживают люди, на которых заводятся уголовные дела и которые
попросили политического убежища в Англии!
Владимир Путин сидел в кресле с выражением лица Бронзового солдата,
которого только что перенесли из центра города Таллина на военное
кладбище.
И мы получаем: объем перевозок в иностранных портах за наш счет
увеличился на 21% за последний квартал, говорил господин Якунин. А
объем в российских портах на 5%! Необходимо создать условия, чтобы
грузы шли через российские порты!
Прозрачность намека на поддержку Борисом Березовским российских
бизнесменов, которые вкладывают огромные деньги в развитие эстонского
порта Силламяэ, была очевидна. Портовым бизнесом в Прибалтике, по
некоторым данным, занимаются российские предприниматели Андрей Катков и
Евгений Малов. Еще в 1990-ые гг. они имели отношение к
нефтеперерабатывающему предприятию «Киришинефтеоргсинтез» и дочерним
структурам этой компании, которые занимались экспортом нефтепродуктов
через Петербург в Прибалтику. Напомним, что как раз в то время Владимир
Путин в мэрии Петербурга курировал внешнеэкономическую деятельность. Как
писал в 2004 году «Русский фокус», господа Малов и Катков были хорошо
знакомы с Путиным. И в свое время создали такие предприятия, как «Кинеф»
и сбытовую компанию «Кинэкс». Издание упоминает среди ближайшего
окружения нынешнего президента и Геннадия Тимченко, который также был
задействован в экспорте российских нефтепродуктов. Торговец нефтью
Геннадий Тимченко, так же как Путин и Сечин, имеет корни в КГБ. "Он
очень близок к Владимиру Путину, у них очень хорошие личные отношения",
- рассказал британской The Daily Telegraph источник в службе
безопасности Кремля. Теперь же, по информации агентства Newsru.com,
эстонская фирма Tarcona, которую контролировал Геннадий Тимченко, «зарабатывает
нефтедоллары для первых лиц Кремля и их фаворитов». В последнее время
господин Тимченко получил контроль не только над сбытом продукции «Сургутнефтегаза»,
но и «Роснефти».
На этом фоне бойкот эстонских товаров с их мизерным объемом поставок
выглядит просто смехотворным. С одной стороны, Москва всеми силами
призывает соотечественников проявить солидарность в политическом,
экономическом и туристическом бойкоте Эстонии. С другой российские
олигархи, в недавнем прошлом связанные с президентом Путиным,
стимулируют развитие эстонских портов, которые являются прямыми
конкурентами Усть-Луги и Мурманска и приводят к оттоку миллиардов
долларов из России за рубеж.
Станислав Пылёв,
Фонтанка.ру
Особая экономическая зона в
Усть-Луге
Целью создания
особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в
районе морского торгового порта Усть-Луга является формирование
эффективного вспомогательного промышленно-производственного кластера для
развития современного портово-промышленного комплекса Усть-Луга как
части международного транспортного коридора в рамках Европейской
транспортной системы. Участникам проекта предоставляется особый режим
предпринимательской деятельности. Портовая зона создается на 49 лет, а
не на 20, как ОЭЗ другого типа, в связи с очень дорогой инфраструктурой.
ОЭЗ создается вблизи Морского торгового порта Усть-Луга. Он считается
самым перспективным российским портом на Балтике. Власти области считают,
что он может стать западным морским форпостом России. Цель строительства
нового морского порта в Лужской Губе - восполнение дефицита
перегрузочных мощностей для экспортно-импортных грузов, уменьшение
транспортных издержек для российских товаропроизводителей. По мнению
специалистов, сейчас Северо-Запад значительно проигрывает Прибалтике
из-за отсутствия ОЭЗ в регионе.
В соответствии с утвержденной схемой Генерального плана, грузооборот
порта Усть-Луга составляет 35 миллионов тонн различных грузов в год. В
перспективе грузооборот порта планируется увеличить до 98 миллионов
тонн. Порт станет единственным российским портом на Балтике, способным
принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тысяч тонн и наливные суда
дедвейтом до 120 тысяч тонн. В 2005 году общие инвестиции в проект
составили около 5 миллиардов рублей, из которых две трети частные
инвестиции, в 2006 году планируется инвестировать в объекты порта 9
миллиардов рублей. Строительство порта осуществляется в рамках
Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»
на основе государственно-частного партнерства.
Первый пусковой комплекс откроет железнодорожное паромное сообщение с
Калининградской областью на линии Усть-Луга Балтийск. Пробный пуск
намечен на июнь 2006 года. Проектный грузооборот первого пускового
комплекса Балтийского парома составляет 800 тысяч тонн в год. При полном
развитии паромный комплекс обеспечит регулярное железнодорожное,
автомобильное и пассажирское сообщение на линии Усть-Луга Балтийск
порты Германии.
Появление ОЭЗ в Кингисеппском районе Ленинградской области будет
способствовать повышению конкурентоспособности российского морского
торгового порта «Усть-Луга». Как следствие, повысится эффективность
функционирования действующих и привлечению новых предприятий,
ориентированных либо на производство товаров на экспорт, либо на
использование импортируемых комплектующих, сырья, материалов не только в
Ленинградской области и Санкт-Петербурге, но и в других регионах
Северо-Запада, по которым проходит транзитный путь (Новгородская,
Псковская, Вологодская области, Республика Карелия).
Целесообразность создания ОЭЗ на предлагаемой территории обусловлена
рядом факторов: возможностью строительства новых терминалов севернее
поселка Вистино, с режимом круглогодичной эксплуатации и коротким
периодом ледовой проводки; наличием развивающейся сети автомобильных
дорог и железнодорожных подходов в рамках Международного интермодального
транспортного коридора; близостью населенных пунктов с численностью
населения 3-5 тысяч человек и города Кингисепп с численностью населения
свыше 50 тысяч человек. Размещение на территории ОЭЗ новых
конкурентоспособных производств будет способствовать дальнейшему
экономическому росту Ленинградской области и Кингисеппского района.
В настоящее время выделено четыре крупные отраслевые группы
потенциальных резидентов новой зоны: предприятия пищевой промышленности,
лесоперерабатывающей промышленности, химические и нефтехимические
предприятия, и, наконец, крупные сборочные производства. Общая площадь,
занятая под промышленную застройку более 730 гектаров. Общий объем
частных инвестиций предприятий-резидентов в строительство предприятий на
территории ОЭЗ, составит около 11,5 миллиарда рублей.
Объем промышленного производства предприятий резидентов ОЭЗ после
выхода на полную мощность (в 2012 году, т.е. на пятый год после начала
производства и на седьмой год после начала функционирования ОЭЗ)
составит свыше 70 миллиардов рублей.
Совокупная прибыль предприятий резидентов ОЭЗ составит после выхода
на полную проектную мощность 10,6 миллиарда рублей. Средняя
рентабельность производства предприятий ОЭЗ (отношение прибыли до
налогообложения к себестоимости производства продукции) составляет 18%.
Общее количество вновь созданных рабочих мест только предприятиями
резидентами ОЭЗ после их выхода на проектную мощность составляет
ориентировочно 9,6 тысяч.
Окупаемость бюджетных инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ
составляет для федерального бюджета и для бюджета Ленинградской области
5 лет без учета единого социального налога, а, с его учетом бюджетная
окупаемость для федерального бюджета наступает на четвертый год проекта.
Такие сроки окупаемости обеспечиваются относительно низкими затратами на
инфраструктуру в расчете на 1 квадратный километр промышленной
территории, в связи со значительной обеспеченностью данного участка
инфраструктурными объектами.
Объем налоговых поступлений после выхода предприятий на полную
мощность составит свыше 5 миллиардов рублей, а после окончания действия
налоговых льгот увеличится до 6,5 миллиардов рублей в год.
Общий объем налогов, полученный федеральным бюджетом за период
действия особой экономической зоны (20 лет) с учетом льгот в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, составляет около 50 миллиардов рублей, бюджетом
Ленинградской области 56 миллиардов рублей.
Реализация этого крупнейшего проекта по созданию особой экономической
зоны промышленно-производственного типа «Усть-Лужская» позволит решить
целый ряд новых общеэкономических задач, и не только внутри
Ленинградской области. Данный проект будет способствовать развитию
потенциала всего северо-запада России, приведя к появлению современных
конкурентоспособных взаимосвязанных обрабатывающих производств.
Уже сегодня можно сказать, что следствием реализации проекта за счет
переработки в Усть-Луге экспортируемого сырья и поставки за рубеж
готовой продукции или полуфабрикатов вырастет число новых рабочих мест
и в целом возрастет социальная защищенность территории. Увеличится ВВП и
поступления дополнительных доходов в бюджеты всех уровней.
Проблемы проекта: территория, на которой планируется создавать ОЭЗ,
испытывает значительный недостаток инфраструктуры. Для освоения
территории решался вопрос о привлечении специалистов
Китайско-Сингапурского альянса, которые имеют большой опыт по созданию
экономических зон на территории Китая, в качестве консультантов.
Кроме того, при строительства порта в Усть-Луге возникают
многочисленные экологические проблемы, которые заставляли разработчиков
тратить от 8 до 10 процентов вкладываемых средств на их решение.
|