Главная
Документы
Фотографии
Гостевая
Контакт
Ссылки
Великие
Библиотека

08 мая 2007 г.

Президент узнал правду о портах и российском бизнесе в Эстонии

 

Преференции, которые государство обещает российским портам на Балтике, на деле оказываются мифом. Глава РЖД Владимир Якунин обвинил в этом окружение президента России Владимира Путина.

Перед заседанием президиума госсовета, который проходил 3 мая в Мурманске, глава государства был поставлен в неловкое положение, благодаря своим подчиненным. Речь зашла о грузообороте Мурманского порта. Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин доложил о невозможности увеличения грузооборота без строительства участка железной дороги. Как пишет газета «Коммерсант», в этот момент министр транспорта Игорь Левитин вспомнил о грузах, которые пойдут через иностранные порты:

– Вы о них не забывайте! – поддержал его президент России.

– Я о них и говорю! – повысил голос Владимир Якунин.– Но извините меня, за год и четыре месяца после вашего посещения Усть-Луги, где вы давали указание подумать с точки зрения создания свободной экономической зоны в портах, ничего не сделано!

И он заговорил о том, что российские судовладельцы в этих условиях начинают вкладывать деньги в развитие иностранных портов, в том числе эстонского порта в городе Силламяэ.

Господин Путин крайне заинтересовался и, не отрываясь, смотрел на главу РАО РЖД.

–- Там им говорят: вот вам освобождение от налогов на имущество, вот вам нулевой налог на прибыль на 10 лет, вот аренда на 40 лет... И их поддерживают люди, на которых заводятся уголовные дела и которые попросили политического убежища в Англии!

Владимир Путин сидел в кресле с выражением лица Бронзового солдата, которого только что перенесли из центра города Таллина на военное кладбище.

– И мы получаем: объем перевозок в иностранных портах за наш счет увеличился на 21% за последний квартал,– говорил господин Якунин.– А объем в российских портах – на 5%! Необходимо создать условия, чтобы грузы шли через российские порты!

Прозрачность намека на поддержку Борисом Березовским российских бизнесменов, которые вкладывают огромные деньги в развитие эстонского порта Силламяэ, была очевидна. Портовым бизнесом в Прибалтике, по некоторым данным, занимаются российские предприниматели Андрей Катков и Евгений Малов. Еще в 1990-ые гг. они имели отношение к нефтеперерабатывающему предприятию «Киришинефтеоргсинтез» и дочерним структурам этой компании, которые занимались экспортом нефтепродуктов через Петербург в Прибалтику. Напомним, что как раз в то время Владимир Путин в мэрии Петербурга курировал внешнеэкономическую деятельность. Как писал в 2004 году «Русский фокус», господа Малов и Катков были хорошо знакомы с Путиным. И в свое время создали такие предприятия, как «Кинеф» и сбытовую компанию «Кинэкс». Издание упоминает среди ближайшего окружения нынешнего президента и Геннадия Тимченко, который также был задействован в экспорте российских нефтепродуктов. Торговец нефтью Геннадий Тимченко, так же как Путин и Сечин, имеет корни в КГБ. "Он очень близок к Владимиру Путину, у них очень хорошие личные отношения", - рассказал британской The Daily Telegraph источник в службе безопасности Кремля. Теперь же, по информации агентства Newsru.com, эстонская фирма Tarcona, которую контролировал Геннадий Тимченко, «зарабатывает нефтедоллары для первых лиц Кремля и их фаворитов». В последнее время господин Тимченко получил контроль не только над сбытом продукции «Сургутнефтегаза», но и «Роснефти».

На этом фоне бойкот эстонских товаров с их мизерным объемом поставок выглядит просто смехотворным. С одной стороны, Москва всеми силами призывает соотечественников проявить солидарность в политическом, экономическом и туристическом бойкоте Эстонии. С другой – российские олигархи, в недавнем прошлом связанные с президентом Путиным, стимулируют развитие эстонских портов, которые являются прямыми конкурентами Усть-Луги и Мурманска и приводят к оттоку миллиардов долларов из России за рубеж.

Станислав Пылёв,
Фонтанка.ру

Особая экономическая зона в Усть-Луге

Целью создания особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в районе морского торгового порта Усть-Луга является формирование эффективного вспомогательного промышленно-производственного кластера для развития современного портово-промышленного комплекса Усть-Луга как части международного транспортного коридора в рамках Европейской транспортной системы. Участникам проекта предоставляется особый режим предпринимательской деятельности. Портовая зона создается на 49 лет, а не на 20, как ОЭЗ другого типа, в связи с очень дорогой инфраструктурой.

ОЭЗ создается вблизи Морского торгового порта Усть-Луга. Он считается самым перспективным российским портом на Балтике. Власти области считают, что он может стать западным морским форпостом России. Цель строительства нового морского порта в Лужской Губе - восполнение дефицита перегрузочных мощностей для экспортно-импортных грузов, уменьшение транспортных издержек для российских товаропроизводителей. По мнению специалистов, сейчас Северо-Запад значительно проигрывает Прибалтике из-за отсутствия ОЭЗ в регионе.

В соответствии с утвержденной схемой Генерального плана, грузооборот порта Усть-Луга составляет 35 миллионов тонн различных грузов в год. В перспективе грузооборот порта планируется увеличить до 98 миллионов тонн. Порт станет единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тысяч тонн и наливные суда дедвейтом до 120 тысяч тонн. В 2005 году общие инвестиции в проект составили около 5 миллиардов рублей, из которых две трети – частные инвестиции, в 2006 году планируется инвестировать в объекты порта 9 миллиардов рублей. Строительство порта осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на основе государственно-частного партнерства.

Первый пусковой комплекс откроет железнодорожное паромное сообщение с Калининградской областью на линии Усть-Луга – Балтийск. Пробный пуск намечен на июнь 2006 года. Проектный грузооборот первого пускового комплекса Балтийского парома составляет 800 тысяч тонн в год. При полном развитии паромный комплекс обеспечит регулярное железнодорожное, автомобильное и пассажирское сообщение на линии Усть-Луга – Балтийск – порты Германии.

 

Появление ОЭЗ в Кингисеппском районе Ленинградской области будет способствовать повышению конкурентоспособности российского морского торгового порта «Усть-Луга». Как следствие, повысится эффективность функционирования действующих и привлечению новых предприятий, ориентированных либо на производство товаров на экспорт, либо на использование импортируемых комплектующих, сырья, материалов не только в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, но и в других регионах Северо-Запада, по которым проходит транзитный путь (Новгородская, Псковская, Вологодская области, Республика Карелия).

Целесообразность создания ОЭЗ на предлагаемой территории обусловлена рядом факторов: возможностью строительства новых терминалов севернее поселка Вистино, с режимом круглогодичной эксплуатации и коротким периодом ледовой проводки; наличием развивающейся сети автомобильных дорог и железнодорожных подходов в рамках Международного интермодального транспортного коридора; близостью населенных пунктов с численностью населения 3-5 тысяч человек и города Кингисепп с численностью населения свыше 50 тысяч человек. Размещение на территории ОЭЗ новых конкурентоспособных производств будет способствовать дальнейшему экономическому росту Ленинградской области и Кингисеппского района.

В настоящее время выделено четыре крупные отраслевые группы потенциальных резидентов новой зоны: предприятия пищевой промышленности, лесоперерабатывающей промышленности, химические и нефтехимические предприятия, и, наконец, крупные сборочные производства. Общая площадь, занятая под промышленную застройку – более 730 гектаров. Общий объем частных инвестиций предприятий-резидентов в строительство предприятий на территории ОЭЗ, составит около 11,5 миллиарда рублей.

Объем промышленного производства предприятий – резидентов ОЭЗ после выхода на полную мощность (в 2012 году, т.е. на пятый год после начала производства и на седьмой год после начала функционирования ОЭЗ) составит свыше 70 миллиардов рублей.

Совокупная прибыль предприятий – резидентов ОЭЗ составит после выхода на полную проектную мощность 10,6 миллиарда рублей. Средняя рентабельность производства предприятий ОЭЗ (отношение прибыли до налогообложения к себестоимости производства продукции) составляет 18%.

Общее количество вновь созданных рабочих мест только предприятиями – резидентами ОЭЗ после их выхода на проектную мощность составляет ориентировочно 9,6 тысяч.

Окупаемость бюджетных инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ составляет для федерального бюджета и для бюджета Ленинградской области 5 лет без учета единого социального налога, а, с его учетом бюджетная окупаемость для федерального бюджета наступает на четвертый год проекта. Такие сроки окупаемости обеспечиваются относительно низкими затратами на инфраструктуру в расчете на 1 квадратный километр промышленной территории, в связи со значительной обеспеченностью данного участка инфраструктурными объектами.

Объем налоговых поступлений после выхода предприятий на полную мощность составит свыше 5 миллиардов рублей, а после окончания действия налоговых льгот увеличится до 6,5 миллиардов рублей в год.

Общий объем налогов, полученный федеральным бюджетом за период действия особой экономической зоны (20 лет) с учетом льгот в соответствии с законодательством

Российской Федерации, составляет около 50 миллиардов рублей, бюджетом Ленинградской области – 56 миллиардов рублей.

Реализация этого крупнейшего проекта по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Усть-Лужская» позволит решить целый ряд новых общеэкономических задач, и не только внутри Ленинградской области. Данный проект будет способствовать развитию потенциала всего северо-запада России, приведя к появлению современных конкурентоспособных взаимосвязанных обрабатывающих производств.

Уже сегодня можно сказать, что следствием реализации проекта за счет переработки в Усть-Луге экспортируемого сырья и поставки за рубеж готовой продукции или полуфабрикатов – вырастет число новых рабочих мест и в целом возрастет социальная защищенность территории. Увеличится ВВП и поступления дополнительных доходов в бюджеты всех уровней.

Проблемы проекта: территория, на которой планируется создавать ОЭЗ, испытывает значительный недостаток инфраструктуры. Для освоения территории решался вопрос о привлечении специалистов Китайско-Сингапурского альянса, которые имеют большой опыт по созданию экономических зон на территории Китая, в качестве консультантов.

Кроме того, при строительства порта в Усть-Луге возникают многочисленные экологические проблемы, которые заставляли разработчиков тратить от 8 до 10 процентов вкладываемых средств на их решение.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz