Главная
Документы
Фотографии
Гостевая
Контакт
Ссылки
Великие
Библиотека

                                                              

ДЕНЬ РЕВОЛЮЦИИ – ПРАЗДНИК НАДЕЖДЫ

(ЭТА МОЯ СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЕ «СТОЛИЦА НА ОНЕГО» И СЕГОДНЯ В «СОВЕТСКОЙ РОССИИ»)

А все-таки я благодарен нынешней власти. Благодарен за одно хорошее дело – она, как никакой другой педагог, научила множество людей гораздо лучше понимать причины и сам ход Великой Октябрьской социалистической революции. Иначе тем, кто вырос в стабильные 70-е и первую половину 80-х годов, многое в революционных событиях, в поведении людей того времени было бы непонятно.
А тут к нам вернулся капитализм. И не какой-нибудь там цивилизованный, а самый что ни на есть российский. Хотя кто-то и думал, что «новая, демократическая Россия» будет похожа на Швецию со Швейцарией. Ан нет! Она все больше и больше копирует до боли знакомые черты славной Российской империи.
Между прочим, к этим мыслям меня подтолкнул разговор с одним из жителей Валаама, которые отстаивают сейчас свои права, постоянно попираемые известным монастырем. Разговорились об истории церкви после 17-го года. Я ему и сказал, что вот, мол, раньше думал, что наши предшественники в 20–30-е годы с православной церковью палку перегнули. «Ну что вы, – был его ответ, – совсем не перегнули. Ну, если только чуть-чуть, самую ма­-лость!» Да, официальная церковь вернулась к потенциальной пастве со всем своим дореволюционным багажом. Вернулась не с принципами духовности и нестяжательства, а с претензиями на собственность и монополию на истину, со священниками, часть из которых как будто сошла с картин Василия Перова и прочих передвижников.
Вернулось к нам и то старое чиновничество. Раньше-то мы не знали точно, какие бывают губернаторы и городничие. Читали о них только у Гоголя да Салтыкова-Щедрина. Теперь знаем. И пусть они сейчас заводят по моде, вслед за своим царем-батюшкой видеоблоги – все равно девятнадцатый век так и прет из них. Главное – угодить царю и остаться на должности. И берут по-прежнему иногда борзыми щенками, ну или – за отсутствием оных – устройством халявного банкета. Ага, я уже слышу голоса о том, что советская  номенклатура тоже была не подарок, да вообще эти, нынешние – выходцы из нее. Да, из нее. Но тут как раз дело в различной системе, поощряющей или нет безнаказанность чиновников. Прежняя система воспитывала принципиальность или – за неимением таковой – страх серьезного наказания («партбилет на стол», или что похуже). Нынешняя – нет.
Непременным персонажем старого строя был «буржуй-мироед». Оглянемся вокруг... Вот владелец 100 процентов акций Костомукшского ГОКа (ОАО «Карельский окатыш») Мордашов получил недавно дивиденды за несколько лет – 20,5 миллиарда рублей. Бюджет Республики Карелия – 17 миллиардов. Ну что тут сказать? Периферийный капитализм во всем своем великолепии.
Помещичье землевладение? Будьте уверены, как пройдет скупка земли в Приладожье и Заонежье – и это получим! Ну что у нас там еще – бесправная и бестолковая Дума? Есть! С дураками и дорогами тоже ничего не изменилось.
Более того, даже в мелочах часто воспроизводятся черты той, дореволюционной, России. Как с печально знаменитым Черкизовским рынком – торгово-контрабандным и криминальным центром в столице. А ведь у Черкизона был свой предшественник – Хитровка, со всем блеском описанная Владимиром Гиляровским: «Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться!» Помимо того что Хитровка выполняла роль биржи труда (сюда прямо с вокзалов прибывали артели рабочих, которых нанимали подрядчики), она служила еще прибежищем для криминала. Разница только в том, что если Хитровка населялась местными, русскими, то Черкизон – это азиаты. А суть та же.
В общем, сбылись мечты Белой гвардии – старая Российская империя со всеми своими прелестями возрождается у нас на глазах. Нет, кое-что, конечно, поменялось, все же 100 лет прошло. Но перемены больше не в содержании, а в упаковке. Примерно так сейчас ремонтируют старые деревянные дома. Неподалеку от моего дома стоит один барак. Недавно его обшили сайдингом, покрыли металлочерепицей – ну и загляденье, совсем «как Европа». А чуть тронь его – вот оно, гнилое, старорежимное. Ага, прямо по Говорухину, «Россия которую мы потеряли». И вновь обрели….
Теперь понятно, почему в России произошла революция? Но тогда возникает второй вопрос: а почему все произошло именно так? Могли быть иные результаты, если бы победили не большевики, а белые, всякие там кадеты и прочие либералы? Давайте рассмотрим такой вариант.
Во-первых, к моменту прихода к власти большевиков развал страны уже произошел. Фактически отделились Украина, Кавказ, Финляндия, на очереди были Прибалтика, Средняя Азия, казачьи области, да и наша Карелия. Белое движение, в отличие от красных, не имело идеологии, которая бы привлекла обратно к России массы населения этих окраин. Да и западные союзники возродить империю в прежних границах никогда бы не позволили. (Уже на основании этого все называющие себя патриотами   дол­жны благодарить большевиков и лично Владимира Ильича Ленина за сохранение единого и мощного государства.)
Как и современная Россия, это новое государство под властью белых, потерявшее массу населения и территории, долгое время шло бы к некоей стабильности. С каким типом власти? Явно это не была бы демократия. Белые генералы на своей территории устанавливали бы жесткие формы диктатуры, без всякого нэповского либерализма. Они продолжили бы в том же духе, вне зависимости от того, была бы восстановлена монархия или нет. Расстрелы, конц­лагеря, цензура. Очень долго пришлось бы подавлять всякие восстания, ведь в отличие от белых красным эмигрировать было некуда.
Да, эти генералы конечно бы клялись в верности прогрессу. Не знаю, правда, придумали бы они термин «нацпроект», но слов о модернизации страны сказано было б немало. Однако, учитывая и отсутствие четкой идеологии, и их личные качества, все бы это по большей части ограничилось бы громкими словами и лозунгами.
В общем, эта военная диктатура имела бы много общего с Поль­шей Пилсудского или Китаем Чан Кайши. Ну а потом бы наступил 39-й или 41-й год, причем как на западе, так и на востоке страны. Ну вот, собственно, и все... Проиграй в Гражданской войне большевики – вряд ли мы вели бы наши нынешние дискуссии.
Поэтому День Октябрьской революции – это праздник надежды. Это день, когда наша страна выбрала самый перспективный вариант своего развития. Самый лучший вариант из реально имевшихся в наличии, а не существующих в фантазиях современных идеологов. А учитывая все события кровавого двадцатого века, не побоюсь этого сказать, и вариант с наименьшим количеством жертв. Страна не теряла в мирное время, как сейчас, почти по миллиону человек в год
Сегодня это праздник надежды еще и потому, что мировой экономический кризис еще раз доказал актуальность идей коммунизма и марксизма. Все еще впереди. Ну а тем, кто будет визжать по поводу наших ошибок, порой трагических, напомню слова, которые написали современные немецкие левые на обломках Берлинской стены:
«В следующий раз получится лучше!»

Александр СТЕПАНОВ,
секретарь
Карельского рескома КПРФ

 

Hosted by uCoz