|
ДЕНЬ РЕВОЛЮЦИИ – ПРАЗДНИК НАДЕЖДЫ
(ЭТА МОЯ СТАТЬЯ РАЗМЕЩЕНА В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЕ «СТОЛИЦА НА
ОНЕГО» И СЕГОДНЯ В «СОВЕТСКОЙ РОССИИ»)
А все-таки я благодарен нынешней власти. Благодарен за
одно хорошее дело – она, как никакой другой педагог,
научила множество людей гораздо лучше понимать причины и
сам ход Великой Октябрьской социалистической революции.
Иначе тем, кто вырос в стабильные 70-е и первую половину
80-х годов, многое в революционных событиях, в поведении
людей того времени было бы непонятно.
А тут к нам вернулся капитализм. И не какой-нибудь там
цивилизованный, а самый что ни на есть российский. Хотя
кто-то и думал, что «новая, демократическая Россия»
будет похожа на Швецию со Швейцарией. Ан нет! Она все
больше и больше копирует до боли знакомые черты славной
Российской империи.
Между прочим, к этим мыслям меня подтолкнул разговор с
одним из жителей Валаама, которые отстаивают сейчас свои
права, постоянно попираемые известным монастырем.
Разговорились об истории церкви после 17-го года. Я ему
и сказал, что вот, мол, раньше думал, что наши
предшественники в 20–30-е годы с православной церковью
палку перегнули. «Ну что вы, – был его ответ, – совсем
не перегнули. Ну, если только чуть-чуть, самую ма-лость!»
Да, официальная церковь вернулась к потенциальной пастве
со всем своим дореволюционным багажом. Вернулась не с
принципами духовности и нестяжательства, а с претензиями
на собственность и монополию на истину, со священниками,
часть из которых как будто сошла с картин Василия Перова
и прочих передвижников.
Вернулось к нам и то старое чиновничество. Раньше-то мы
не знали точно, какие бывают губернаторы и городничие.
Читали о них только у Гоголя да Салтыкова-Щедрина.
Теперь знаем. И пусть они сейчас заводят по моде, вслед
за своим царем-батюшкой видеоблоги – все равно
девятнадцатый век так и прет из них. Главное – угодить
царю и остаться на должности. И берут по-прежнему иногда
борзыми щенками, ну или – за отсутствием оных –
устройством халявного банкета. Ага, я уже слышу голоса о
том, что советская номенклатура тоже была не подарок,
да вообще эти, нынешние – выходцы из нее. Да, из нее. Но
тут как раз дело в различной системе, поощряющей или нет
безнаказанность чиновников. Прежняя система воспитывала
принципиальность или – за неимением таковой – страх
серьезного наказания («партбилет на стол», или что
похуже). Нынешняя – нет.
Непременным персонажем старого строя был «буржуй-мироед».
Оглянемся вокруг... Вот владелец 100 процентов акций
Костомукшского ГОКа (ОАО «Карельский окатыш») Мордашов
получил недавно дивиденды за несколько лет – 20,5
миллиарда рублей. Бюджет Республики Карелия – 17
миллиардов. Ну что тут сказать? Периферийный капитализм
во всем своем великолепии.
Помещичье землевладение? Будьте уверены, как пройдет
скупка земли в Приладожье и Заонежье – и это получим! Ну
что у нас там еще – бесправная и бестолковая Дума? Есть!
С дураками и дорогами тоже ничего не изменилось.
Более того, даже в мелочах часто воспроизводятся черты
той, дореволюционной, России. Как с печально знаменитым
Черкизовским рынком – торгово-контрабандным и
криминальным центром в столице. А ведь у Черкизона был
свой предшественник – Хитровка, со всем блеском
описанная Владимиром Гиляровским: «Мрачное зрелище
представляла собой Хитровка в прошлом столетии. В
лабиринте коридоров и переходов, на кривых
полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех
этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет,
а чужому незачем сюда соваться!» Помимо того что
Хитровка выполняла роль биржи труда (сюда прямо с
вокзалов прибывали артели рабочих, которых нанимали
подрядчики), она служила еще прибежищем для криминала.
Разница только в том, что если Хитровка населялась
местными, русскими, то Черкизон – это азиаты. А суть та
же.
В общем, сбылись мечты Белой гвардии – старая Российская
империя со всеми своими прелестями возрождается у нас на
глазах. Нет, кое-что, конечно, поменялось, все же 100
лет прошло. Но перемены больше не в содержании, а в
упаковке. Примерно так сейчас ремонтируют старые
деревянные дома. Неподалеку от моего дома стоит один
барак. Недавно его обшили сайдингом, покрыли
металлочерепицей – ну и загляденье, совсем «как Европа».
А чуть тронь его – вот оно, гнилое, старорежимное. Ага,
прямо по Говорухину, «Россия которую мы потеряли». И
вновь обрели….
Теперь понятно, почему в России произошла революция? Но
тогда возникает второй вопрос: а почему все произошло
именно так? Могли быть иные результаты, если бы победили
не большевики, а белые, всякие там кадеты и прочие
либералы? Давайте рассмотрим такой вариант.
Во-первых, к моменту прихода к власти большевиков развал
страны уже произошел. Фактически отделились Украина,
Кавказ, Финляндия, на очереди были Прибалтика, Средняя
Азия, казачьи области, да и наша Карелия. Белое движение,
в отличие от красных, не имело идеологии, которая бы
привлекла обратно к России массы населения этих окраин.
Да и западные союзники возродить империю в прежних
границах никогда бы не позволили. (Уже на основании
этого все называющие себя патриотами должны
благодарить большевиков и лично Владимира Ильича Ленина
за сохранение единого и мощного государства.)
Как и современная Россия, это новое государство под
властью белых, потерявшее массу населения и территории,
долгое время шло бы к некоей стабильности. С каким типом
власти? Явно это не была бы демократия. Белые генералы
на своей территории устанавливали бы жесткие формы
диктатуры, без всякого нэповского либерализма. Они
продолжили бы в том же духе, вне зависимости от того,
была бы восстановлена монархия или нет. Расстрелы,
концлагеря, цензура. Очень долго пришлось бы подавлять
всякие восстания, ведь в отличие от белых красным
эмигрировать было некуда.
Да, эти генералы конечно бы клялись в верности прогрессу.
Не знаю, правда, придумали бы они термин «нацпроект», но
слов о модернизации страны сказано было б немало. Однако,
учитывая и отсутствие четкой идеологии, и их личные
качества, все бы это по большей части ограничилось бы
громкими словами и лозунгами.
В общем, эта военная диктатура имела бы много общего с
Польшей Пилсудского или Китаем Чан Кайши. Ну а потом бы
наступил 39-й или 41-й год, причем как на западе, так и
на востоке страны. Ну вот, собственно, и все... Проиграй
в Гражданской войне большевики – вряд ли мы вели бы наши
нынешние дискуссии.
Поэтому День Октябрьской революции – это праздник
надежды. Это день, когда наша страна выбрала самый
перспективный вариант своего развития. Самый лучший
вариант из реально имевшихся в наличии, а не
существующих в фантазиях современных идеологов. А
учитывая все события кровавого двадцатого века, не
побоюсь этого сказать, и вариант с наименьшим
количеством жертв. Страна не теряла в мирное время, как
сейчас, почти по миллиону человек в год
Сегодня это праздник надежды еще и потому, что мировой
экономический кризис еще раз доказал актуальность идей
коммунизма и марксизма. Все еще впереди. Ну а тем, кто
будет визжать по поводу наших ошибок, порой трагических,
напомню слова, которые написали современные немецкие
левые на обломках Берлинской стены:
«В следующий раз получится лучше!»
Александр СТЕПАНОВ,
секретарь
Карельского рескома КПРФ
|
|