|
ПУБЛИЧНОЕ ПУБЛИЧНОЕ РАСКАЯНИЕ ВАЛЕРИЯ
ГЕРГИЕВА
13 и 14 июля этого года произошло знаменательное
событие - состоялась конференция в стенах Кировского (Мариинского)
театра.
Впервые Валерий Гергиев дирижёр, руководитель некогда
прославленного коллектива, каялся за то, что он сделал с
театром за последние 19 лет. Взяв курс М.Горбачёва на
перестройку, под видом эксперимента, Гергиев и его
советники, провели разрушительные, а точнее губительные
для СССР, советского народа, а затем и для России
реформы. По опере «ударил» ковшом экскаватора в стену
нашего града Китежа, уничтожив не только прошлое,
настоящее, но и будущее оперы. В балете осуществил
Гершензоновское – уничтожить всё, что сделано было
советским балетом. В работе с композиторами, которую
осуществлял известный театральный механизм - литературная
часть, завлит, как и работу с другими авторами, свернул
до рекламы и архива, который быстро опустел.
Многие известные творческие люди и театральные
критики конкретно говорили о развале в балете, в опере,
о проблемах репертуара, о неуважении В.А. Гергиева к
зрителю. Рассказывали про его вечные опоздания на
спектакли, приводили примеры дисциплинарного воздействия
на такое поведение господина Гергиева за границей,
например штраф в США за его опоздание на репетиции.
После выступления известного танцовщика театра Б.В.
Бланкова, который предложил программу возрождения
русского балета, другие выступающие, поддерживали
главное, о чём Бланков заявил. По мнению Бланкова,
необходимо возродить статус Государственного
академического театра, восстановить руководителей цехов,
в театре нет главного режиссёра, главного дирижёра,
главного балетмейстера, главного художника. Хореографию
лучших балетмейстеров прошлого: Сен- Леона, Фокина,
Чабукиани, Сергеева, Захарова, Якобсона, Григоровича, но
главное - двигаться вперёд, приглашая своих
профессионалов, уже известных мастеров таких, как М.
Лавровский, В. Васильев, С. Викулов, Б. Бланков,
воспитывать профессиональных балетмейстеров, а не
предоставлять уникальную труппу дилетантам, да ещё не
традиционной сексуальной ориентации. Травматизм труппы
ещё при Виноградовских экспериментах достигал до 60 %.
Каждый год из театра уходят по 10-12 артистов. Народ
рождает талантов, государство затрачивает большие
средства, а пользуются этим другие государства. Гергиев
этих же артистов, но уже за большие деньги, приглашает
на гастроли, выступить в спектаклях театра.
На сцене царит патология, пошлость, вместо
хореографии пластические опусы, вперемежку с некоторыми
балетными движениями, которые исполняются не под оркестр,
а под магнитофонную запись. Декораций на сцене нет, как
нет и костюмов, артисты двигаются в балетных робах или
трусах. Номера называются балетами, хотя идут по 10,
иногда 12 минут. На сцене не труппа, а всего несколько
человек. Зритель платит деньги за балет, думая, что
академический театр будет показывать настоящий балетный
спектакль, а ему предлагают откровенную халтуру за
большие деньги. Зал к концу представления пустеет, люди
не получают удовлетворения. Многие, уходя из зала, вслух,
высказываются о творимом безобразии. В опере классику
коверкают, уродуют под современную «попсу». Унизительное
оформление, мизансцены примитивны и грубы. О реализме не
приходится даже говорить, так как всё неестественно.
Создавайте своё новое направление под специальную музыку,
либретто, не издевайтесь над чистым, светлым
классическим искусством.
18 лет не было в театре абонементов, так как Гергиев
их отменил, а сейчас восстановил. Два подрастающих
поколения не были воспитаны на оперном и балетном театре.
Маэстро, вдруг, вспомнил, что детей надо воспитывать на
музыкальном театре, помогать им приобщаться к искусству.
Посещаемость зрителей театра упала на многих оперных и
балетных спектаклей до 70%. Цены на слабые спектакли в
два-три раза ниже премьерных или старых, хорошо
поставленных спектаклей. Многие критики в своих
выступлениях на конференции говорили о том, как нужно
возрождать великий театр, старались объяснить
обласканного современной властью маэстро, что в первую
очередь нужно судьбами артистов, а делает бизнес на
Западе.
Мы, как в известной сказке, у разбитого корыта.
Некоторые выступающие вспоминали, что театром руководили
в XVIII - XIX веках композиторы – дирижёры: Направник,
Лядов, Кавос и другие. Господин Гергиев не пишет музыку,
нет у него такого таланта. В XX веке театром руководили
уже оперные режиссёры, и успехи были на лицо. Сегодня не
только наш театр, но и весь театральный мир, живёт теми
великими спектаклями. Была гармония в творческо –
постановочной группе, а сейчас - базар. Гергиев
фактически не ставит спектакли, он всего лишь их
озвучивает. О качестве говорить сейчас не будем. Есть
критика положительная и отрицательная. Удивительно,
спектакли ставятся, затрачивается энергия коллектива,
время труппы, огромные финансы, а всё уходит в песок.
Спектакли, одни и те же, переставляются по 3-4 раза.
Балетные критики просят театр сделать отдельную балетную
конференцию, в надежде, что к ним прислушается маэстро.
Были и защитники деятельности В. Гергиева. Они и
начали конференцию. Странно, что это были либо
иностранцы, либо люди, которые давно считают себя
гражданами мира. Иногда, это напоминало известные басни
великого Крылова. Особенно это проявилось в выступлении
композитора Р. Щедрина, приехавшего из Мюнхена, где он
давно уже живёт. В. Гергиев обещал ему предоставить
театр для его спектаклей.
Б.Бланков напомнил, что в нашем городе живут
талантливые композиторы, не только озвученные маэстро,
как Тищенко, Слонимский, но и – Кладницкий, Чистяков,
Синкин, Поддубный и другие. Предложил консерватории
воспитывать не только дирижёров, но и молодых дирижёров
– композиторов.
Время предлагает возвращаться к высокой культуре, к
профессионализму, нужны не реформы, а развитие страны.
Для этого нужны грамотные руководители, патриоты –
профессионалы, которые выведут на дорогу развития, а не
продолжать путь – дорогу, которую определили «дураки».
Лаврентий ПАВЛОВИЧ,
16 июля 2008 года
|
|