|
18
ноября 2008г.
ПЛАЦКАРТ - НАРОДНАЯ ДОРОГА
На Октябрьской железной
дороге можно изучить специфический диалект молдавского
языка, узнать, где водятся самые крупные раки, а также
научиться смотреть на жизнь философски.
"ВЫНЕС ДОСТАТОЧНО РУССКИЙ НАРОД - ВЫНЕС И ЭТУ
ДОРОГУ ЖЕЛЕЗНУЮ..."
Недавно в одной из городских газет анонимный
начальник поезда пожаловался: у железной дороги куча
проблем, в том числе зарплата у проводников маленькая,
поэтому петербуржцы в проводники не идут, а нанимаются
провинциалы, поголовно пьяные и ленивые... Я удивилась,
потому что в последние годы сложились самые лучшие
впечатления от поездов Петербург - Петрозаводск и
Петербург - Вологда, где бригады проводников состоят
сплошь из тех самых "провинциалов", но при этом все
чисто, прилично и вежливо...
Эта публикация стала лишь одним из мотивов,
заставившим решиться меня на репортаж из очередного
железнодорожного вояжа. Цель его не огульная критика и "очернение".
Просто мы часто публикуем материалы, посвященные
показательным мероприятиям на ОЖД и вообще РЖД, а также
различным проблемам реформирования отрасли, где звучат
макроэкономические термины и рассуждения о необходимости
развития так называемой повышенной комфортности.
Словосочетание "плацкартный вагон" оказывается при этом
где-то на обочине жизни. А на самом деле - уверяю вас,
впрочем, основную массу читателей уверять и не стоит -
когда где-нибудь в кассе на небольшой станции говоришь:
"Дайте мне билет до...", кассир автоматически дает билет
плацкартный. Все прочее - купе или, наоборот, общий ( то,
что уже за гранью добра и зла) - требует отдельного
уточнения.
"А Я В РОССИЮ, ДОМОЙ ХОЧУ..."
Поздно ночью я оказываюсь на узловой станции Орша
(Белоруссия). Белоруссия - это вообще железнодорожная
страна. Во все времена даже любая сверхсекретная
партийная информация распространялась здесь со скоростью
звука, если не света, посредством дорожных телефонов (таких
допотопных, без диска с цифрами, снимаешь трубку и
говоришь на всю дистанцию), а начальник станции или
дежурный передавал сведения родственникам и знакомым,
которые в свою очередь передавали дальше - у
железнодорожника кум в воинской части, где тоже есть
специальный телефон без диска с цифрами... Железные
дороги, воинские части, исправительные учреждения... Так
и сейчас.
Оршанский вокзал ремонтируется. Это сейчас поветрие -
огромные деньги брошены на строительство и реконструкцию
белорусских вокзалов. Проезжий человек обалдевает: надо
же, какое развитие, какая цивилизация вкупе с
необычайной аккуратностью и уютом - клумбочки с белеными
камнями, цветы... Почему на российских станциях, даже
если денег нет, нельзя чуть-чуть подсуетиться и устроить
подобие такого уюта? Гашеная известь и анютины глазки -
не бог весть какой расход.
Мне нужно домой. Прежде до Петербурга отсюда ходило
множество поездов, особенно ночью. Но тут выясняется,
что я зависаю (собственно говоря, зависла еще в Гродно -
раньше было два прямых поезда, один из них варшавский, а
сейчас один прицепной вагон через день, и билетов не
было, вот и вся "развивающаяся интеграция", поэтому
пришлось двигаться на перекладных). Первый поезд до
Питера пойдет в 2 часа дня. В ночной киоск, где я
покупаю сигареты, врывается мент за минералкой: "Дайте
воды, там убийство". - "Кого убили-то?" - "Да еще не
знаю..."
Беру билет до Витебска. Там уже рядом российский
Невель. Два часа езды. Поэтому общий вагон, смысла нет
платить дороже. Прохожу, натыкаясь на ноги спящих, - эти
белорусы удивительно приспособлены к всякому экстриму, я
бы в жизни не уснула в этом вагоне, опасаясь за кошелек
и мобильник. В Витебске выхожу - вокзал тоже
ремонтируется, висят наспех сделанные таблички - где
кассы, где почта, где интернет... (Охватывает злобное
чувство: "Мы им кредиты даем, они не собираются
возвращать, может быть, лучше обустраивать свои дороги...")
Расписание. Ура! Через полчаса идет пригородный дизель
до Невеля!
И тут я в ужасе соображаю, что в моих карманах ворох
бумаги - белорусских денег, немножко американских
долларов и ни единого российского рубля... А обменник
рано у тром в Невеле, надо полагать, проблема... Но
объявляют о приходе какого-то поезда из Москвы. Вспомнив
повадки белорусских валютчиков, я бросаюсь к вагону с
воплем: "Россию продаете?" - мгновенно вычислив выгодный
курс. "Россия" - термин, обозначающий российские рубли.
Москвич охотно продал "Россию", избавив меня от
макулатуры, часть которой оставила на билет в дизель.
Дизель был пуст. Я вспомнила времена, когда по тому
же маршруту путешествовала в те края. Двух долларов
хватало на поездку до Питера, а назад уже было вдесятеро
больше. Толпы челноков с творогом и сметаной осаждали
дешевые поезда, откупаясь от белорусских таможенников. Я
же ездила налегке и никого не боялась. А тут - пусто,
скука. Сейчас из Орши и Витебска ездят за сметаной в
бедный российский Смоленск.
УМИРАЮЩАЯ СТАНЦИЯ
Раньше поезда в
Невеле стояли
минут по 40. Сейчас - 10, максимум 15. Да и что делать
на станции Невель? Ржавчина. Запустение.
Навстречу мне идет мужичок в оранжевой рабочей куртке
и, приблизившись, произносит удивительно нелепую в
контексте реальности фразу: "Такси не надо?" Он вычислил
меня среди шести-семи вышедших на станции пассажиров как
теоретически "богатую"... Здравствуй, Родина!
Но только я очень боюсь. На моих глазах хирели и
погибали станции. Лоухи, например, в Карелии. И если
железнодорожные начальники узнают и вычислят, что на
каких-то станциях в день выходит меньше 10 человек,
возьмут и закроют... И тогда можно ставить крест на
мечте о развитии и процветании того или иного древнего,
прославленного и в последние века экономически
убыточного города?
"А вам куда надо?" - говорит дебелая кассирша.
"Вообще-то в Петербург, но задача - как можно быстрее
добраться куда-нибудь поближе... Вот мурманский поезд -
он где и когда останавливается ближе к Петербургу?" -
"Так что вам надо?" - "Объясняю. Мне нужно в Петербург,
но у вас написано, что ближайший поезд только вечером.
Так что мне нужна Ленобласть или Новгород - там автобусы
ходят..." Кассирша философствует: "Вот люди, на всю
голову ударенные..." А я тоже внутренне философствую:
"Есть система "Экспресс", нажал клавиши, вычислил,
посоветовал..." Она прерывает мой внутренний монолог:
"Билеты по прибытии поезда..." И тут же что-то
человеческое проявляется в ее взгляде: "Ну, обычно места
есть..." Камера хранения - автоматические ячейки - тут
присутствует, но не функционирует. Кому понадобится
ставить сумку на хранение в Невеле? Но после моих
настоятельных просьб (видимо, наглых - бабуськи-то сидят
при своем неподъемном добре, которое везут невесть куда,
и не входят в расход по поводу камеры хранения)
направляют в багажное отделение - примерно полкилометра.
А там тетя говорит, что сейчас уходит, но придет только
в полчетвертого. "А у меня поезд..." - "Так он без
двадцати минут, успеете..." Воистину смел и силен
русский народ! В течение нескольких минут (включая
"билеты по прибытии") сбегать за сумкой в багажное
отделение, с ней ломануться по путям... Так еще и
тетенька опоздала в итоге минут на 7... И еще хорошо,
что все это было не ночью, а при свете дня - а так,
представьте себе, тишина, пустота, безлюдье. И ты,
"богатая", телефон на шее...
СОВРЕМЕННЫЙ МОЛДАВСКИЙ ЯЗЫК
Плацкарт мурманского поезда. Я наконец-то поняла,
почему в купейных вагонах поезда Петербург - Кишинев
никогда нет проводников и чудом удается кого-либо из них
найти, чтобы открыли туалет (потом зато он открыт все
время, невзирая на санзоны). Потому что молдавские
проводники, оказывается, имеют обыкновение всей толпой
собираться в полупустом плацкарте и разговаривать.
Потому что поезд, в котором я ехала, был из Молдавии. А
моя попутчица ехала из Рогачева в Оленегорск, то есть ей
предстояли еще сутки. Я ей очень сочувствовала, потому
что мои несчастные 5 часов пути были выслушиванием
громкой беседы на иностранном языке. Вернее, язык был на
50 процентов вовсе не иностранный - но воспроизвести его
"великую и могучую" часть можно лишь с помощью
многоточий. Нет, были и еще цензурные слова -
"старослужащий", "контракт", "понимаешь". И так
нон-стопом многие часы. О чае либо уборке вагона речи
нет. Ничего, еще прогресс. Я опять вспомнила, как лет 10
назад за неимением билетов в кассе я заплатила
молдавскому проводнику, а он решил, что за эти деньги
вправе еще и потребовать от девушки определенных услуг,
вышла драка, и ситуацию разрешил молдавский бригадир,
мудро рассудивший: "Нет, если девушка не платит и хочет
ехать, то проводник имеет право. Но если девушка
заплатила, то проводник уже не имеет права..." Нет, я
все понимаю, поезд молдавский, но ведь деньги за билеты
мы платим в кассе нашей дороги, стало быть, эта дорога
должна как-то отвечать за продаваемый "сервис"
(например, за серое белье в запаянных пакетах), у меня
был случай не так давно, говорю молдавскому проводнику:
"Белье же не стирали..." - "Зато запаяли..."
И почему, скажите, если я еду в плацкарте, я должна
в течение нескольких часов слушать кромешный мат? Ведь,
в сущности, разница в цене за купе и плацкарт - это лишь
разница в обустройстве вагона, в купе ты можешь
попросить попутчиков выйти, чтобы позволить переодеться,
а на ночь закрыться на замок. А в плацкарте идешь со
своими "трениками" в туалет. А все прочее - чай, уборка,
белье - не должно зависеть от категории вагона. Да и
вообще: в цивилизованном мире принято считать деньги.
Если вам ехать пять часов днем - логично не брать
дорогой спальный билет. Но вынуждают - если вы не хотите
слушать мат и сидеть в грязи.
МИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ "НА ДНЕ"
А вот
станция Дно мне
совершенно неожиданно понравилась. Там я оказалась к
вечеру. Голодная и уставшая. Очаровательные женщины -
дежурная по вокзалу и сотрудница справочного бюро -
быстро вычислили, на каком поезде мне удобнее ехать
("этот прибывает раньше, но идет дольше"). И никакого
"билеты по прибытии" - есть же система "Экспресс".
Камера хранения работала. И круглосуточное кафе. Туалет,
правда, был проблемой - войти туда в босоножках было
нелегко, какие-то услужливо подставленные доски в
огромной луже. Ну почему, почему путешествующий по
России человек среднего достатка обречен на грязь и
антисанитарию!
...Потом стали подтягиваться женщины с ведрами,
доверху наполненными красными вареными раками. С
укропчиком, лаврушкой. Это к очередному экспрессу -
помельче раки за пятерку, покрупнее - за десятку. (К
слову, на приеме по поводу экономического форума тоже
подавались раки, но по сравнению с продукцией станции
Дно это было убожество.) И я села в очередной плацкарт.
На матрасах в полупустом вагоне (хотя строжайше
запрещено пользоваться матрасами и одеялами, не купив
белья) спали путешественники. Проводник отобрал у меня
билет (новомодный, там же сейчас положено одну бумажку
оторвать, другую - идентичную - оставить пассажиру). Я
заняла нижнюю полку и когда проводник проходил,
спросила, почему он не отдает мне билет, ведь мне
отчитываться. И услышала: "А паспорт покажите!" - "Так
вы не спрашивали паспорта, когда я садилась... Ну
покажу, не жалко..." - "Вот и делай людям добро. В
следующий раз рассажу всех на верхние боковые..."
В вагоне нестерпимо воняло. О чае речи не было.
Утром на Витебском вокзале пришлось поругаться с
представителем таксистской мафии, заявившим: "Нищая, раз
на троллейбус идешь" (он требовал 500 рублей до Охты). Я
вспомнила невельского мужчину в оранжевой куртке, и мне
стало смешно...
НАПОСЛЕДОК
P.S. Хороший совет для отправляющихся в путешествие.
Современная косметическая отрасль располагает такими
полезными вещами, как тоники для умывания, косметические
салфетки, одноразовые (пардон!) женские прокладки. И не
будь всех этих вещей, нормальному человеку было бы очень
сложно ездить в наших поездах. Потому что дурно пахнет,
вода ржавая, на станциях комфорт ниже всего того, что
может представить человеческое воображение.
...Моя подруга, достаточно обеспеченная женщина, до
недавних пор каталась только в СВ. Но после пары-тройки
ситуаций (когда платежеспособные нувориши заставляли ее
драться без возможности позвать кого-то на помощь) она
стала выбирать варианты подемократичнее...
Светлана Гаврилина
Первоисточник - Петербургская ежедневная газета
"Невское время"
|
|