|
КТО ФИНАНСИРУЕТ ПАРТИИ В РОССИИ
В июле 2008 года многие информагенства сообщили о
принятии Госдумой РФ поправок к закону «О политических
партиях», увеличивающих бюджетное финансирование
политических партий. Поправки были приняты по инициативе
всех четырёх заседающих в Думе фракций.
«Госдума на последнем перед
летними каникулами заседании в субботу приняла сразу во
втором и третьем, окончательном чтениях закон,
увеличивающий бюджетное финансирование политических
партий в четыре раза. Документ должен вступить в силу с
1 января 2009 года.
Устанавливается, что
государство платит в год по 20 рублей за каждый голос,
полученный партией на выборах в Госдуму. В настоящее
время эта сумма составляет пять рублей.
Право на госфинансирование,
согласно закону о политпартиях, имеют не только те
партии, которые прошли в Госдуму (преодолели 7% барьер),
но и набравшие более 3% голосов избирателей. Также,
согласно закону, правом на единовременную выплату
обладают партии, которые выдвинули кандидатов на выборах
президента РФ, и этот кандидат набрал не менее 3%
голосов избирателей. Выплата таким партиям также
поднимается с пяти до 20 рублей за каждый поданный за
кандидата голос… Таким образом, финансирование партий
увеличивается до 1,2 миллиарда рублей в год», - сообщало
РИА Новости 5.07.2008 года.
Финансовая поддержка партий
из госбюджета предусмотрена ст. 33 Закона «О
политических партиях», принятого в 2001 году. Ранее в
2003 году она составляла по 0,5 руб., с 2006 года – по 5
руб., а с 2009 года – по 20 руб. в год за одного
проголосовавшего за партию избирателя. Подобная
господдержка партий характерна для многих стран мира с
капиталистической формой хозяйствования.
Не буду углубляться в тему,
насколько получение денег от государства делает
зависимыми партии, объявившие себя оппозиционными. Без
денег партструктуры не проживут. Приведу некоторые
цифры. По данным ЦИК РФ (сайт ЦИК РФ) в декабре 2007
года на выборах в Госдуму только 4 партии преодолели 3%
рубеж. За партию «Единая Россия» проголосовало 44714241,
за КПРФ – 8046886, за ЛДПР – 5660823, за Справедливую
Россию – 5383639 избирателей. Умножаем на 20. В 2009
году «Единой России» причиталось из бюджета почти 895
млн. руб., КПРФ – 161 млн. руб., ЛДПР – 113 млн. руб.,
СправРоссии – 108 млн. руб. Те же самые суммы - в 2010
году. На такие средства некоторые партии, борющиеся за
власть, могли бы активизировать агитационную работу. К
примеру, увеличить тиражи издаваемых газет, решить
вопрос с созданием телеканала и т. п. Оказывать более
эффективную помощь трудовым коллективам в борьбе за свои
права, более активно защищать права граждан от произвола
чиновников и т. д.
В 2008 году эти суммы были в
4 раза меньше. Но всё равно деньги немалые. Тут надо
учесть, что за полученные голоса (свыше 3%) при выборах
президента в марте 2008 года также дополнительно должны
были производиться единовременные выплаты. За Медведева,
Зюганова, Жириновского проголосовало по данным ЦИК
соответственно – 52530712, 13243550, 6988510
избирателей. По 5 руб. за голос, тогда ЕдРо получило
263 млн. руб., КПРФ – 66 млн. руб., ЛДПР – 35 млн. руб.
Не обессудьте, уважаемый
читатель, что так подробно расписываю. Но это наши
бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков. Хотя и
направленные на партсчета государством. И хотелось бы
знать, как эти выплаченные государством средства помогли
партийным структурам улучшить благополучие, укрепить
безопасность коренных жителей России. Ведь руководители
названных партий постоянно говорят, что их главная
задача – забота о гражданах страны. Но если они улучшают
нашу жизнь на наши деньги, то стоит отчитаться, куда
данные деньги ушли. Для этого существует партийная
пресса. Информацию можно публиковать в иных изданиях.
А все ли члены вышеназванных
партий знают о подобной бюджетной поддержке? И как
партлидеры отчитываются перед своими однопартийцами о
расходовании бюджетных денежных средств?
Стоит отметить, что
центральное и региональное партийное руководство,
являясь, как правило, депутатами Государственной Думы,
региональных законодательных собраний, получает о-очень
приличную зарплату в размере 100-150 тыс. руб., а
возможно и более. Каждый депутат имеет штат помощников с
зарплатой от 20 тыс. руб. Плюс командировочные,
бесплатная оргтехника, связь, проезд на транспорте в
любой конец России.
По сообщениям информагентства
«Клерк.ру» от 4.07.2007 года: «Бюджетный комитет
Госдумы одобрил проект сметы расходов на содержание
Государственной думы на 2008 год.
В соответствии с документом работа нижней палаты
парламента в следующем году обойдется налогоплательщикам
в 5,2 млрд. руб. - почти 1 млн. руб. в месяц (38 тыс.
долларов) в расчете на депутата.
Эксперты отмечают, что за последний год стоимость
содержания одного парламентария для казны выросла на
11%, а за последние три года – на 65%».
Некоторые депутаты Госдумы
являются по совместительству и депутатами Европарламента.
Это ещё дополнительный доход. Как сообщало РИА Новости
1.06.2009 года – «Депутаты Европарламента с июля этого
года будут получать одинаковую зарплату из средств
бюджета Евросоюза в сумме 7665,31 евро без вычета
налогов, или «чистыми» - 5963,33 евро». Это ещё «чистыми»
около 240 тыс. руб. на каждого в месяц. В состав
российских европарламентариев входят представители
ЕдРоссии, КПРФ, других фракций. Думается, что всех
названных средств вполне хватает, чтобы порадеть за
народное благополучие, укрепить партийные ряды,
реальными делами поднять авторитет своей партии в глазах
избирателей, не прикрываясь объективными трудностями.
Трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать.
Госфинансирование не
единственный источник деятельности партийных структур,
хотя и самый значимый. На счета партий поступают
добровольные взносы от граждан, организаций, предприятий.
Это немалые средства, исчисляемые миллионами рублей.
Народ также должен знать, на что они расходуются.
Открытость и прозрачность деятельности партий
необходимое условие завоевания доверия граждан и
повышения внутрипартийной дисциплины.
Андрей Антонов,
Ленинград-Петербург
|
|