Главная
Документы
Фотографии
Гостевая
Контакт
Ссылки
Великие
Библиотека

11 ноября 2007г

        . 100 лет Ц Ленинградскому трамваю

                      ТРАМВАЙНЫЕ БАЙКИ

От Михаила Дружининского бывшего водителя трамвая, председателя Свободного профсоюза трамвайщиков

 

Посвящены Николаю Константиновичу Никитину, моему трамвайному учителю, человеку очень яркому и талантливому, сложному и противоречивому. Он привил мне понимание  и любовь к тяжелому труду вагоновожатого, к его пассажирам, ко всем водителям на городских дорогах, к критикам и доброжелателям ленинградского и санкт-петербургского трамвая. 

 

Бабулькины кульбиты

 

Наши бабушки в питерском трамваи иногда вытворяют такое, что не забывается никогда.

 

лНе раздражай меня ерундой!╗

 

Как-то у станции метро лВасилеостровская╗ в первую дверь первого вагона, как и положено пожилому человеку вошла опрятно одетая бабушка с двумя огромными сумками. Она лишь поднялась на площадку, не села на свободное место и даже развернулась лицом к двери. Видимо, устала ходить с тяжелыми сумками по магазинам, выходит на следующей остановке и не хочет тратить силы на лишние движения, подумал я, закрыл двери и, внимательно оглянувшись по сторонам, медленно поехал по Среднему проспекту к 8-ой линии. У перекрестка меня лподрезал╗ какой-то хам на дорогой иномарке и я вынужден был резко затормозить. Слышу звук падающего тела. Смотрю на том месте, где еще несколько секунд была уставшая бабуля - две стоптанные туфли, чуть ниже Ц две знакомые большие сумки, а в нижем углу Ц ее бледное лицо и удивленные глаза.  Пока я останавливал по правилам трамвай и вылезал из своей кабины, бабуля вскочила на ноги. лМожет, скорую вызвать?╗ - спросил я. лСам не отвлекайся и меня не раздражай всякой ерундой. Скоро дочка с внучкой приедут в гости, а у меня еще обед не готов!╗ - раздраженно ответила мне старушка. Когда я попытался  сказать ей про болевой шок и посоветовать вызвать врача, она раздраженно отвернулась от меня. На остановке я молча открыл дверь. Бабушка буквально выпрыгнула из трамвая и побежала мелкими шажками, чуть приподнимая две тяжелые большие сумки. Обед должен быть на столе строго по расписанию ко времени приходу любимой внучки. Остальное Ц житейские мелочи.

 

лЦела родимая!╗

 

Другой раз я на лВасилеостровской╗ в среднюю дверь села явно немолодая женщина с морщинистым лицом в светлом спортивном костюме с хозяйственной сумкой в руках. Меня в очередной раз лподрезал╗ водитель дорогой иномарки, опять резкое торможение. И я вижу в зеркало, как бабуля, буквально, взлетает над пассажирами, пролетает пару метров и раскинув руки в  стороны, как самолет при посадке,  потертым жизнью лицом вперед скользит к кабине водителя. лЦела, бабуля?╗ - спросил распластавшуюся на полу пожилую пассажирку, когда ее нос остановился в нескольких сантиметрах от металлической двери. Бабуля, как гимнаст на разминке, вскочил на ноги, достала целую поллитровую бутылку водки, поцеловала в засос и радостно крикнув лЦела, родимая!╗, привычным движением открыв закрытые двери, выскочила на улицу и радостно побежала по улице Репина к своим дружкам. Вот это Ц неподдельная любовь к жизни в любых ее проявлениях, подумал я тогда.          

 

Финишный рывок

 

Подъезжаю к универсаму лНародный╗, известный самыми низкими ценами на продукты питания в городе. На мой трамвай внимательно смотрит плотная бабуля, которая только что вышла из магазина с огромными сумками в каждой руке. Убедившись, что подошел нужный ей маршрут, она начинает молча размахивать этими сумками у себя над головой, с непостижимой скоростью по прямой бежит к трамвайным дверям. Оттолкнув всех, первой буквально прыгает в салон, тяжело дыша, садиться на свободное место и жалобно говорит: лТак сердце болит по ночам, и суставы так ноют к дождю!╗.

- Бабуля, побереги себя хотя бы ради внуков! Если я в твоем возрасте так  прыгну в трамвай с продуктовыми сумками, то приземлюсь уже на том свете! Ц с неподдельным уважением в голосе говорю ей негромко.

- Ты еще не видел, как я на ходу запрыгивала в товарные вагоны! - радостно на весь салон отвечает мне бабуля.   

 

Анна Каренина

 

Перед самым трамваем есть лслепая зона╗, которую не видно из кабины. Воскресный февральский день.  На остановке у Сытного рынка на Петроградской стороне в эту лслепую зону╗ вошла очень прилично одетая бабушка с прямой, как у балерины спиной, с детской улыбкой, в толстых очках с массивной металлической оправой, в длинном темно-зеленом шерстяном пальто, в белом пуховом платке, в лайковых перчатках, с крупной относительно ее роста, потертой кожаной сумкой на ремешке, по-офицерски переброшенном через плечо.

Я закрыл двери, огляделся еще раз внимательно вокруг, отторомозился и только хотел начать движение, как вспомнил про бабулю лВедь она не вышла из лмертвой зоны╗!╗. Опять Ц по всем тормозам. Выхожу и вижу, как моя бабуля лежит прямо на рельсах перед бампером и радостно мне улыбается. Я бережно поднял ее, осторожно стряхнул снег с одежды и спросил, - лДома как-то ждет?╗. Она утвердительно кивнула головой. Ее молчание прервал телефонный звонок. Бабушка вынула массивный агрегат из своей сумки и стала о чем-то тихо говорить, медленно уходя от трамвайной остановки, улыбаясь встречным прохожим. О ее судьбе можно написать продолжение романа лАнна Каренина╗.

 

Трамвайные психи и юродивые

 

Странные пассажиры есть везде. Но трамвай, как магнит, притягивает их к себе с особой силой. Таких людей я редко встречал в троллейбусах и в автобусах, где сел и поехал. Сесть в трамвай Ц не значит поехать, а когда поехал, нет твердой уверенности, что доберешься до нужной остановки. Наш трамвай создан для тех, кто не боится трудностей и радуется процессу больше, чем результату. Для удобства, я разделил их на три основные категории: злобные и незлобные психи, явные и скрытые юродивые.

 

Незлобный трамвайный псих

 

Вот пример незлобного психа. Январский морозный, солнечный день. Перед моим трамваем на остановке рядом с огромным зданием Балтийского театра и Мюзик-холла стоит мужик чуть выше среднего роста с заметным животом в валенках, в дырявых рабочих штанах, в огромном ватнике  и в ушанке на копне седых волос. Я звоню ему, мол, сейчас поеду. Тот мгновенно сбрасывает почти всю одежду, остается лишь в безразмерных семейных трусах и в валенках, хватает свои пожитки двумя руками, начинает с остервеним крутить их над собой,  кричать нервным голосом лНемедленно освободите дорогу трамваю!╗ и бежит вдоль рельсов к станции метро лГорьковская╗. Мой трамвай медленно следует за ним. Вся публика в салоне и на улице смотрит только на него. Вот тебе лминуты славы╗!

 

Злобный трамвайный псих

 

Зимой влезает в мой трамвай здоровенный детина с красной рожей на лице  в дорогой меховой шапке, в шерстяных перчатках, в кожаной куртке, в новеньких кроссовках, в  и громко говорит, что ждал трамвай целый час, замерз и платить за проезд до метро не собирается. Одни спокойно подходят к кондуктору, тихим голосом объясняют ситуацию, вежливо просят разрешение. Другие придумывают похожую на правду, жалостливую историю и красиво рассказывают ее.  Большинство кондукторов одним и другим великодушно разрешают бесплатно прокатиться на трамвае несколько остановок, мол, будут деньги Ц вернешь долг.

А такого наглеца нужно учить по-отечески жестко, но справедливо. Я открыл все двери и  сказал, что пока он не заплатит за проезд, двери не закроются и трамвай никуда не поедет. Немая пауза продолжалась секунд двадцать. лПарень, не морозь людей, заплати за проезд или двигай отсюда. До метро Ц двадцать минут ходьбы╗, - негромко, но уверенно сказал ему худощавый мужик ниже среднего роста в простом пальто и кепке. Дальше был такой диалог.  

- Ты кого учить собрался?

- Тратить на тебя свое время я не собираюсь! Сам выйдешь или тебе помочь?

Парень подошел к мужику и надвинул кепку на нос. Тот встал, хотя был по плечо своему обидчику, очень уверенно взял его под локти, подвел к открытой двери и мощным толчком выкинул из салона. Бедолага пролетел метра три. В воздухе с него слетела шапка, оборвались пуговицы на куртке, его развернуло вверх ногами. Он с треском приземлился точно на затылок, скользнул по обледеневшему асфальту и еще раз ударился головой о поребрик. лНужно вызывать неотложку, - подумал я, - нормальные люди после таких ударов и приземлений самостоятельно не встанут!╗.  Но здоровяк быстро встал и, громко матерясь, опять направился к трамваю. Я закрыл двери и быстро уехал с остановки. Несостоявшийся пассажир от бессильной  злости лишь стукнул ногами по трамвайным колесам и тормозным колодкам. От ударов грязные следы остались лишь на его новеньких кроссовках.      

Встать без травм после такого падения могут лишь злобные психи.  

 

Трамвайные юродивые

 

Многие пассажиры говорят о пробках и столкновениях, мол, не езди туда Ц застрянешь. Большей частью оказываются правы, потому что везде пробки и столкновения. Некоторые сообщают, что трамвай к вечеру сломается, лучше заехать в парк. В них узнаешь опытных водителей, ушедших из трамвая из-за слишком тяжелого труда и слишком маленькой зарплаты.

Лишь единицы говорят ни с того, ни с сего, что тебе завтра позвонят мои зарубежные друзья и сообщат о смерти общего знакомого. Они произносят ключевые слова очень тихо, словно беседуют сами с собой. Хотя я весьма недоверчивый, даже скептически настроенный человек, но многое - и хорошее, и плохое - мне предсказали именно в трамвае.

 

Скрытые юродивые

 

Их можно встретить в самых неожиданных местах. Заики, переученные левши (их легко отличить по левой толчковой ноге, по неконтролируемым, непроизвольным движениям рук), настоящие специалисты в своей специальности, по жизни умные, но немного странные типы, которые упорно не хотят заниматься карьерой или зарабатывать деньги, которые добросовестно трудятся и  постоянно ругаются с начальством иногда могут предсказать что-то серьезное. Но они лишь похожи на юродивых.

Есть более важные признаки: во-первых, они - умные, но малообразованные люди, во-вторых, готовы пойти на страдание и даже смерть из-за своего дара, в-третьих, не льстят богатым и властным, не унижают бедных и бесправных, в-четвертых, не ищут выгоды, стараются как можно быстрее избавиться от богатства, хотя не отказываются от искреннего подарка, в-пятых, перед смертью стараются передать свои врожденные таланты другому человеку. 

В трамвае они ездят часто, но пророчествуют редко. Один такой юродивый мне предсказал, мол, лзацепишься за кабину водителя трамвай и подсядешь на реальный срок,  других будешь цеплять и выцеплять╗.  Получилось несколько лет работы на линии и захватывающие терки Свободного профсоюза трамвайщиков, хотя я изначально планировал проработать водителем максимум пару лет, пока не найду более спокойное и денежное дело. 

Другой парень так прямо и сказал, что с такой рожей (как у меня) только по лза границам╗ ездить, иностранцев пугать. Через пару месяцев я приехал на социальный форум в итальянскую Геную.

Третий посоветовал, взглянув на меня,  лустал Ц уходи, первое место за одиночные выступления Ц получишь на кладбище!╗. Через пару недель меня уволили. Бороться в одиночку за свое восстановление в трампарке, где на меня смотрели как на чудака,  сил и желания не было никакого. 

 Вовремя сказанные простые, но мудрые слова дорогого стоят. Услышать и понять их, на мой взгляд, признак духовной зрелости, которую мне хотелось бы достичь.

 

Трамвайные выставки

лОсторожно, Финляндия!╗

 

Первая лОсторожно, Финляндия!╗. Мой знакомый художник Василий Горячев некоторое время жил и работал в одной из лучших галерей Финляндии. Он рассказал мне грустно-забавную историю.  После того, как его мастерскую посетила премьер-министр и после пятиминутного осмотра попросила подарить ей пару картин, его финские коллеги решили избавиться от опасного конкурента. Они напоили наивного питерского парня, засунули в поезд и отправили в Санкт-Петербург, оставив его себе. Я предложил ему в день приезда главы финского правительства в наш город, устроить передвижную выставку в трамвае лОсторожно, Финляндия╗: написать короткую историю его злоключений под названием лЗдесь сидит Вася Горячев, у которого завистливые финские художники украли картины╗, вывесить авторские наброски, оформить Книгу отзывов, сидеть в трамвае и отвечать на вопросы. Я пригласил знакомых журналистов.

Выставка воодушевила Васю как любимая женщина на первом свидании. С ним никто не ругался, никто не срывал картины, его охотно расспрашивали про уловки финских коммерсантов. А когда приехали сначала российские телевизионщики, а затем шведские, то Вася был счастлив как ребенок. Он катался со мной почти всю смену Ц около девяти часов.

Потом он рассказал о выставке в трамвае своему знакомому художнику, который за огромные деньги снял салон на Миллионной улице. Тот от зависти запил по черному, потому что к нему за неделю пришло всего три человека, а к Васины работы за день  посмотрело не менее пятисот человек и три телевизионных журналиста с профессиональными камерами.

Я предложил ему организовать один раз в месяц подобные выставки молодых художников. Но он отказался. Тогда я предложил ему устроить выставку, посвященную питерскому трамваю. Он опять отказался. Мы провели с ним еще несколько акций лОсторожно, Финляндия!╗, но такого успеха он повторить не смог.

    

Свободу писателю Лимонову!

 

Вторая трамвайная выставка была посвящена писателю Эдуарду Лимонову. Ее провели в то время, когда решался вопрос о его досрочном освобождении. Нацболы приготовили свои плакаты, а я предоставил трамвай. Ребят было около десяти, они надели свои повязки, рассказывали про свои акции, какой талантливый и правильный парень Ц Эдуард Лимонов, убеждали подписать обращение о досрочном освобождении.  Публика, как мне показалось, с испугом слушали рассказы ребят и послушно подписывали их бумаги. Из журналистов никто не пришел. Но разговоров было много. Буквально через неделю писателя Лимонова освободили. Мне было приятно, что в этом непростом деле есть и моя малая доля труда.

 

Фотографии семьи Ельцина рвали и бросали на пол

в День Конституции

 

Как-то в День Конституции я подготовил несколько информационных стендов: наклеил на лист картона фотографии с фактами и с цитатами из основного закона. Один был посвящен трамваям в России и за рубежом, другой Ц российским олигархам, третий -  сохранению исторического центра Санкт-Петербурга, четвертый - семейству Ельцина, пятый Ц российским и зарубежным профсоюзам. В зеркало смотрел, к какому стенду люди подходили больше всего. Все читали с интересом, лишь несколько раз срывали и бросали на пол фотографии Ельцина и его близких.

 

Трамвайные украшения и чудеса в Новогоднюю ночь

 

В период расцвета ленинградского трамвая каждый уважающий себя водитель старался накануне Нового года украсить свой вагон чем-то особенным. Наиболее трудолюбивые оформляли трамвай в виде дракона с кабиной в виде пасти, вагонами, как туловище, а сверху Ц  зубчатые плавники из фанеры. Все сверкало, блестело и переливалось различными цветами.  Другие ограничивались изображением деда Мороза и Снегурочки над кабиной. Внутри развешивали игрушки, конфеты, золотой и серебряный дождь. Сначала за импровизации никого не наказывали. Пока кто-то не перегрузил свой трамвай огромным количеством светящихся гирлянд. Не выдержал предохранитель, празднично оформленный трамвай загорелся, водителей стали наказывать.

Я застал время лзатягивания предновогодних гаек╗. Поэтому я лишь надевал шапочку деда Мороза и большие красные варежки, рисовал на ватмане елочку и приклеивал в ней хорошие конфеты. По трансляции предлагал малышам отрывать сладости, но никто так и не решился. Тогда я просил кондукторов поздравлять детей с Новым Годом и попросить их громко прочитать стихотворения или спеть куплет из любой детской песни. Все, кто выступал были награждены конфетами. Некоторых детей родители с трудом вытаскивали из трамвая. 

 Как-то уже поздно вечером 31 декабря подъезжаю к Большому проспекту Васильевского острова, смотрю Ц прилично одетый мужик спит прямо на мостовой. Я остановил трамвай, решил постараться поднять бедолагу и  посадить в теплый салон. Не оставлять же человека на умирать в новогоднюю ночь!  Вдруг он открывает глаза, смотрит на меня, трет глаза, встает и уходит в ближайшую парадную.

Вот так произошло чудо: костюм деда Мороза спас если не жизнь, то здоровье одному человеку.    

 

Известные люди в трамвае

Природный музыкальный талант

 

Поздним дождливым, но теплым сентябрьским вечером  проезжаю на трамвае  с Николаем Константиновичем по Театральной площади. Смотрю рядом со служебным входом  в огромной луже в длинном светлом плаще свернувшись калачом спит здоровенный мужик. Одну руку он подложил себе под голову, а другой лениво отмахивался от дождевых капель.

Николай Константинович всплеснул руками и тихо почти шепотом сказал мне: лТак может отдыхать после тяжелого спектакля только солист Кировского театра, заслуженный артист РСФСР такой-то. Другой бы простыл, заболел, потерял голос. А этот Ц настоящий природный талант. Сон в сентябрьской луже на Театральной площади ему только на пользу. Пойдем, поднимем творческого работника и отвезем домой. У него через неделю европейское турне. Когда позвонишь, шапку не снимай, дождись шагов его бегемотихи по коридору,  не услышать их невозможно Ц боевой больше ста кг, начнет открывать третий замок, не говоря ни слова, сразу убегай от двери вниз к выходу. Главное -  не смотри в глаза этой  медузе Гаргоне. Такую Любовь живьем лучше видеть. Его Машка-торгашка профессионально бьет сковородкой тех, кто приносит его мужа после спектакля. Эта Клавка-булавка стопудовая уверена, что с собутыльниками мужа общаться можно только так Ц жирной сковородкой по свежевымытой, пьяной башке.  Но постарайся, чтобы она услышала твои шаги и увидела твою спину.  Услышишь редкие по красоте высокохудожественные ругательства старорежимных извозщиков! Нынешние сапожники и сантехники малограмотные заики по сравнению с ней!╗

Мы с помощью пассажиров с трудом затащили грузное тело певца в трамвай, усадили на место пожилых людей и инвалидов и повезли на Васильевский остров. Когда известный слегка открыл глаза и сумел самостоятельно пройти пару шагов по салону,  решил в знак благодарности спеть нам арию Князя Игоря лО дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить...╗ Николай Константинович с трудом отговорил  его, пообещав спеть классическое произведение около метро лВасилеостровская╗, когда будет больше пассажиров. Рассказал пассажирам пару смешных историй про несчастную судьбу талантливых музыкантов, про великих теноров, музыкальных критиков и фанатов. По его лицу было видно, что мой наставник воспринимает подобные сцены как обычную составляющую его водительской профессии.   

Я привел солиста  домой и сделал все, что сказал мне Николай Константинович. И не пожалел. С тех пор латиноамериканские мыльные сериалы про страстную любовь для меня - скучные, серые и вылизанные фантики.  

 

Популярный артист нашел любимую жену

 

Один очень популярный артист жил в районе пл. Мужества  и каждый день ездил в театр на трамвае в центр, смотрел на людей, слушал их простые разговоры, а потом взял да развелся со своей женой и женился на молоденькой кондукторше. До сих пор они счастливы в браке. Но на трамвае известный артист в театр уже не ездит.

 

Телеведущего узнали и проигнорировали

 

Как-то ко мне в трамвай сел один весьма телеведущий на федеральном канале. Его все узнали, но никто не подошел, ничего не спросил. Журналист купил билет, проехал пару остановок и вышел с явным разочарованием. 

 

Большой начальник чуть не потерял шапку

 

Ранний январский вечер.  Снежная метель. Застрявшие в сугробах машины. на трамвайной остановке чуть вдали от людей стоял грузный высокий человек в серебристой меховой шапке в длинном кожаном пальто. За версту видно -  Большой начальник. Но как он вошел в салон, двигатели заработали с особым надрывом. Я объяснил, что трамвай, похоже, вот-вот сломается, но до метро мы  доедем обязательно, а дальше поезд без пассажиров отправиться в парк. Доезжаем до метро. Прошу всех освободить вагон. Постепенной без ругани вышли все пассажиры, кроме Большого начальника. Он стал мне объяснять, куда и как мне нужно ехать. Я ему ответил, что объяснять он мне будет в своем кабинете, а здесь я принимаю решение и несу за них ответственность.

Он схватил меня за отворот и, брызгая слюной мне в лицо, выдавил из себя коньячным перегаром, мол, будешь делать то, что приказано. Я схватил его шапку, бросил на проезжую часть и спокойно спросил, что ему сейчас важнее: свою шапку спасать или за трамвайщика держаться. Большой начальник быстро вышел из трамвая, я закрыл двери и отправился в парк. Больше я его не слышал и не видел.   

Осама бен Ладен незлобно пугал пассажиров

 

Через журналистов лНового Петербурга╗ я познакомился с бывшим депутатом Государственной Думы Вячеславом Марычевым. Как-то он предложил мне провести необычную акцию -  покатать в трамвае его помощника, одетого и загримированного под Осаму бен Ладена. Более того, захватить кабину трамвая и снять, как он подъезжает к станции метро лПриморская╗. На это я ему ответил, что за свой трамвай буду драться по настоящему.  Но если он заплатит за проезд, не будет ничего взрывать и  призывать к террористическим актам, то пусть катается сколько хочет. Но том и порешили.

ЕНужно было видеть лица пассажиров, когда в вагон вдруг вваливается сначала мужик, одетый арабом с тяжелыми сумками, как потом выяснилось набитыми продуктами, молча расстилает коврик, встает на колени и начинает орать лАллах, Акбар!╗. А потом Ц журналисты с большими телевизионными камерами. Все сидели молча, с бледными лицами, но никто не выругался и вышел. А дядя Слава с воодушевлением рассказывал всем, что глупые американцы ищут его в пустынных горах между Афганистаном и Пакистаном, а он здесь в России открыто ходит по рынку, покупает продукты и ездит на питерском трамвае.  

 

Простые истории

 

***

 

Ноябрь. Поздний вечер. Мелкий противный дождь. Возвращаюсь после 12-минутного обеденного перерыва к себе в трамвайную кабину, а там, в глубине на грязном полу в чистом дорогом костюме сидит явно холеный мужик и с надеждой смотрит на меня снизу вверх. лМожно я у тебя здесь недолго поживу?╗ - неожиданно спросил он. лТы поживи немного в салоне. Хотя бы до ближайшей станции метро. Там чисто и светло. Иногда приличные женщины встречаются╗, - ответил спокойным, но почти приказным голосом.

Мужик послушно встал и уселся в салоне. Вагон через пять минут наполнился людьми, и мы поехали. Через три минуты слышу, как тот мужик громко ругает какую-то интеллигентную женщину. Та молча, испуганно, плотно сжав губы, смотрела то на него, то на притихших пассажиров.     

На остановке я вышел из кабины, подошел к мужику и сказал: лПоживи-ка немного на трамвайной остановке. Заодно поучись там общаться с интеллигентными женщинами!╗ Мужик опять послушно встал и, не говоря ни слова, вышел из трамвая.

 

***

 

Несколько лет назад мимо Кировского театра проезжало несколько трамвайных маршрутов. Публика там очень разноплановая: студенты Консерватории, спортсмены из института физической культуры, всемирно известные солисты театра, их почитатели, писатели, режиссеры студии документальных фильмов, мирные психи, рабочие лАдмиралтейских верфей╗ и приезжая из многих стран публика. Подъезжаю к Театральной остановке, смотрю какой-то мужик бежит от Крюкова канала и размахивает руками, мол, подожди меня. Воскресное утро. Народу мало. Я честно стою и жду его. Когда он подбежал и разглядел номер трамвая, стал орать на всю площадь, что водитель трамвая Ц сволочь, подлец, хам и мерзавец.

- За что такие лпочести╗?

Оказалось, что он бежал, надеясь проехать на совершенно другом маршруте. Увидел, что ошибся, обругал водителя трамвая, стало легче. А я ехал и думал, почему нас называют хамами трамвайными, ведь слова плохого не сказал. А надо было бы. 

Несколько лет назад по мосту лейтенанта Шмидта (ныне Ц Благовещенский) ходили трамваи. На Васильевском острове они могли поехать направо Ц по Университетской набережной мимо Вольной Академии художеств и сфинксов или   налево Ц по набережной  лейтенанта Шмидта мимо памятника Ивану Крузенштерну. Согласно своему маршруту, я повернул к сфинксам. Ко мне подходит мужик и спрашивает, - лпочему повернул направо?╗

- Такой маршрут! Он, кстати, подробно описан по борту.

- А мне туда не надо! Командир, поворачивай, как хочешь!

- Мужик, ты согласуй свое предложение с городским правительством, или приходи с утра пораньше  к моему начальству и дискутируй хоть до вечера  в любых формах. А пока Ц извини. Следующая остановка лБольшой проспект Васильевского острова╗.

 

 

***

 

Мне приходилось возить на трамвае самых разных футбольных фанатов. Они могут за несколько минут измять вагон как бумажную игрушку. Приезжают они, как правило, рано утром на электричках, потом несколько часов стайками шатаются по городу. Они никогда не платят за проезд. Требовать с них деньги глупо, потому что все может закончиться дракой, порванной одеждой и разбитыми стеклами. Поэтому с ними нужно разговаривать особенно спокойно и доброжелательно. Как-то ранним весенним утром садятся ко мне в вагон пятнадцатилетние фанаты лСпартака╗. С Университетской набережной я поворачиваю на мост лейтенанта Шмидта. Несколько пацанов подходят к кабине и настойчиво говорят, что им за мост не нужно, их ребята жду на Васильевском.

- Какие ребята: московское или питерские? -  спросил я

- Свои! - коротко ответили мне.     

- Повернуть я не могу, потому что  рельсы Ц железные, трамвай Ц тяжелый, а начальство Ц злобное!  Зато гарантирую, что вас на том берегу никто не тронет, и проведу небольшую экскурсию по городу.

Рассказал им про первый электрический трамвай в Санкт-Петербурге, про Благовещенский мост, по крейсер лАврору╗, про события 1917 года, про гениального русского архитектора Андрея Штакеншнейдера, про столкновения с дорогими импортными машинами и про лШколу истребителей иномарок╗.  Ребята с заметным интересом слушали меня. Видно было, что ни дома, ни в школе им такое не рассказывали.

 

Оговорки и созвучия

 

Оговорки Ц отдельная история. На Васильевском острове есть институт с названием ВСЕ ГЕИ. Иногда у меня проскакивало лСледующая остановка всех геев, вернееЦ остановка всех пидорасов, точнее Ц Вы лучше меня знаете, какая следующая остановка╗. 

Практически все пассажиры трамвая, особенно утренние,  прекрасно знали свои маршрут и все остановки. Поэтому объявлять их, я считал делом  скучным и бесполезным. Чтобы самому не заснуть, придумывал разные созвучия знакомым названиям: кинотеатр лПрибой╗ становился кинотеатром лПлейбой╗, станция метро лВасилеостровская╗ - лдырявое ведро Васи Островского╗, станция метро лПриморская╗ становилась бистро лЗаморская╗,  лШкиперский проток╗ - лШкиперский глоток╗ или просто лСледующая остановка Ц вон за тем углом╗, лулица Ленина Ц следующая остановка улица Зе-ленина╗ Народ просыпался, вертел головами, чесал глаза и уши, когда понимали, что их разыгрывают Ц улыбались.

Утренние пассажиры никогда не жаловались на меня. Они вместе со мной радовались, как дети, мелким, но приятным пустякам.

 

Трамвайные страшилки

 

ЕЕсли вижу, что на трамвайном кольце в салон село слишком много пассажиров с серьезными, скучными лицами, то, усевшись в водительское кресло, беру трансляцию и серьезным голосом говорю: лУважаемые пассажиры! У вагона не работают тормоза, отваливаются колеса, иногда загорается силовой кабель и очень плохо открываются двери! Ц и через паузу продолжаю - Ну что, смертнички, поехали!╗

 

ЕПроезжая под мостами или путепроводами некоторые водители объявляли лПроезжаем американьские мосты! Кто сидел, пусть спокойно сидит, а кто стоит, пожалуйста, присядьте на корточки! ╗

 

ЕВ пробке перед поворотом иногда говорил: лЖелающие стать свидетелем столкновения вон с тем черным 600-сотым мерином с последующим групповым мордобоем, прошу оторваться от книг и соседок и посмотреть в окно. Желающим принять участие в массовой драке, прошу предварительно размяться!╗.

 

ЕРанний ноябрьский вечер. Кругом снег и грязь. Еду от Большого проспекта по 18 линии к Среднему, везу рабочих с Балтийского завода и курсантов мореходного училища к станции метро лВасилеостровская╗. Напротив юридического факультета, прямо на трамвайных рельсах стоит навороченная иномарка. Останавливаюсь и говорю лСтоим, потому что впереди на рельсах навороченная иномарка. У нас есть два варианта. Один Ц покорно сидеть и молча ждать владельца. Второй Ц слегка вспомнить 1917 год и чуть-чуть подвинуть машину! Как народ скажет, так и будет╗ Народ, как правило, вспоминал 1917 год. Иногда нужно было охлаждать пассажиров, чтобы сгоряча не поставили автомобиль на борт или на другую более дорогую иномарку.

 

ЕКак-то загорелись тормозные башмаки на Тучковом мосту. Я оставил трамвай и высадил людей. В салоне вонь и дым, но одна бабуля упорно сидит, лишь прикрыв лицо носовым платком.

- Бабуля, у нас серьезная проблема - через пять минут трамвай полностью выгорит, трупы никто не опознает - трагическим голосом сказала кондуктор.

- Вот когда выгорит, тогда и выйду, а пока, милок, - не отрывая платок от лица обратилась ко мне старушка, - ты езжай потихоньку. Я такого в жизни насмотрелась, ни в каком телевизоре не покажут. Трамвайный дым для меня как насморк. А помирать здесь в трамвае  веселее, чем одной в своей квартире.   

 

ЕВведенская улица на Петроградской стороне. Машина стоит на рельсах рядом с кафе. Захожу в кафе и спрашиваю лСейчас вокруг такой-то машины ходят странные типы, обещают снять колеса, разбить стекло и влезть в бардачок╗. Дальше ничего говорить не нужно было. Любой водитель - молодая женщина, молодой удачливый коммерсант, сын крупного чиновника, пожилой человек Ц вставали и убирали машину. А посетители солидного ресторана на Рыбацкой улице рядом с Большим проспектом сами очень быстро научились ставить свои машины так, чтобы не мешать трамваю и его пассажирам. Жаль, что трамваи там больше не ходят.      

 

Трамвайные песни

 

Вечерние и особенно ночные пассажиры очень любили трамвайные песни. Вот некоторые из них. Когда в салон заходила симпатичная девушка, я любил напевать 

 

Когда простым, трамвайным ломом

Колбасишь ты меня, мой друг,

Необычайным цветным узором земля и небо

Вспыхивает вдруг!

Веселья час и боль разлуки

Хочу делить с тобой всегда!

Но ты скажи Ц зачем же ломом!

Ведь он тяжелый, глупая моя!

 

Для интеллигентных бабушек я исполнял другую песню

 

Трамвай наш пламенем объятый

Сейчас взлетит, тушите свет!

А жить так хочется, ребята!

А вылезать уж мочи нет! 

 

Нас извлекут из-под обломков,

Поднимут на руки каркас

И под сирену лнеотложки╗

В последний путь проводят нас!

 

И полетят тут телеграммы

Родных и близких известит,

Что сын их больше не вернется

И не приедет погостить!

 

В углу заплачет мать-старушка,

Слезу рукой смахнет отец

И дорогая не узнает

Каков трамвайщика конец!

 

И будет карточка пылиться

На полке пожелтевших книг!

В трамвайной полке при жилетке

И ей он больше не жених!

 

  Я честно петь негромко, чисто и с душой. Иногда, когда попадалась приличная трансляция, некоторые старушки даже слезы вытирали.

Молодежи нравилась другая песня:

 

Белая гвардия, черный барон

Снова готовит нам царский трон!

Но от зари до британских морей

Красная армия всех сильней!

 

Так пусть же Красная

Сжимает властно

Штурвал мозолистой рукой!

И все должны мы

Неудержимо

Лететь в Манхэттен дорогой!

 

 

 

 

Принципы основателя лШколы истребителей иномарок╗

 

Каждый трамвайщик сталкивался с дорогой иномаркой. Кого-то избивали прямо в кабине, у кого-то отнимали прав и обещали отнять жилье, кто-то оказывался в больнице или  увольнялся. Но среди запуганных и бессловесных водителей выделялся мой наставник Николай Константинович Никитин. Он в молодости окончил театральный институт, поэтому умел правильно разговаривать с разными людьми.

Фактически он стал основателем лШколы истребителей иномарок╗. Технологию бывший артист отработал до мелочей. Первым делом он спрашивал у водителей, нужно ли вызвать лСкорую помощь╗, потом сообщал, мол, ты у меня не первый и не последний, в завершение предлагал поехать сначала в приемную городской прокуратуры, а затем в ГАИ, чтобы сразу расставить все точки над i.

При этом вагоновожатый буквально засыпал водителей и пассажиров иномарок фамилиями, именами и отчествами известных людей, которых он  действительно знал, которые действительно катались в его трамвае, цитатами из ПДД, Уголовного и Гражданского кодекса. Затем он доставал блокнот и начинал записывать номера машин и нагрудных знаков сотрудников ГАИ, фамилии и контактные телефоны водителя, свидетелей, прохожих.  

Если что-то не получалось, он начинал повторять все сначала, но уже с другой интонацией более повелительной или более просительной. Чуть громче или чуть тише.

Пока не вычислит ключевых фигур конфликта, не найдет тропинку к мозгу и сердцу каждого, Николай Константинович не успокаивался. Он разыгрывал маленький спектакль, где был автором сценария и главным режиссером, и требовал от лсвоих артистов╗ сыграть нужную ему роль, с нужными словами и нужными интонациями.       

Такие лпостановки╗ требовали от Николая Константиновича, человека вспыльчивого, но отходчивого, огромной отдачи, но доставляли ему  неописуемое удовольствие. Со стороны видны были творческие принципы, которые он никогда не нарушал.

Своих знакомых он никогда не использовал для реального наказания. Зато руководство трамвайного парка, хорошо зная влиятельные связи и мирный характер моего наставника, систематически наказывало его. В ответ Николай Константинович шумно ругался, потом вкалывал в свои рабочие и выходные дни, называя это  двухнедельной халтурой, затем брал двухнедельный больничный. Получалось, за половину месячной нормы он получал полновесную оплату.

Ничего хорошего от его изобретения не вышло. От перегрузок он злился, ругался с женой, пьянствовал. После того, как у него умерла мать, он пил несколько месяцев лдо белок╗. В памяти  появились провалы. Врачи признали его инвалидом. С трамвая ему пришлось уйти в некуда. Жаль, когда талантливый человек, так бездарно себя разрушает.        

 

Мне кроме луроков Николая Константиновича╗ помогало знание борьбы. Как-то в мой трамвай въехал старенький лмерин╗, водитель которого пытался уйти от столкновения с навороченной иномаркой. Виновник аварии сразу стал наезжать на меня, мол, во всем виноват водитель трамвая, что он  Ц ответственный работник городской прокуратуры Ц все вопросы решит прямо сейчас по телефону. Я посмотрел на свой трамвай. Капот машина очень удачно попал в колеса, практически не причинив никакого труда трамваю. Тогда я, спокойно улыбаясь, попросил показать мне его служебное удостоверение. Он вытащил какую-то лмутную корочку╗ и стал размахивать руками перед моим лицом. В ответ я сказал ему, что если он не покажет мне свое удостоверение, я вызываю аварийную бригаду. Мужик сел в свой мерин и уехал.

 

На улице Труда меня обгоняет новенький Форд и встает перед трамваем. Из машины вылезает молодой парень и начинает объяснять мне, что я на повороте задел его автомобиль.

- Если Вы сознательно повредили мой трамвай, точнее подставились под трамвайный бампер, то должны остаться следы Вашего преступления, Ц ответил я, без суеты и спешки вылезая из своего кресла и прихватив с собой трамвайный лом.

Мы пошли  смотреть хвост вагона.  На бампере действительно осталась свежая краска от Форда, который некоторые трамвайщики называли Федотом.

- Молодой человек, Вы читать умеете? Ц строго спросил я, показывая надпись лОСТОРОЖНО, ВЫНОС 1,5 МЕТРА╗.  Тем временем парень разглядывал на моей трамвайной жилетке череп с костями и читал фразу, выведенную большими черными буквами лНЕ ВЛЕЗАЙ Ц УБЪЕТ!╗. Молодой человек молча сел в свой Форд и уехал.

 

Теплый солнечный мартовский день. На Чкаловском мосту Ц пробка. В вагоне много людей. Хотя едем медленно, никто не стучится в дверь кабины, не ругается и не требует срочно выпустить всех на проезжую часть. Есть время посмотреть на машины и пассажиров. Подъезжаю к большому джипу типа Рендж Ровер. За рулем мужик бандитского вида с увлечением что-то говорит своей очень соблазнительного вида пассажирке. лКто-то сжимает тормозную ручку у трамвая, а кто-то уже погладил ручку симпатичной барышни и скоро начнет гладить ее коленки╗, - подумал с я легкой завистью. Заметил, что колеса джипа заметно развернуты вправо к трамвайным рельсам. В такой ситуации трамвай, обычно, начинает двигаться чуть раньше. лХоть на старте мужика этого сделаю╗, с легкой радостью опять подумал я. Проезжая мимо кабины, помахал барышне рукой, а мужику показал на колеса, мол, будь осторожен, не вкатись в мой вагон. Мужик продолжал увлеченно болтать со своей соблазнительной попутчицей. Вижу в зеркало заднего вида, как только он трогается, тут же борт моего трамвая выдавливает зеркало джипа. Мужик тут же забывает про свою соседку, бьет по тормозам, выскакивает из кабины и, громко ругаясь, подбегает ко мне.

- Ты мне за все заплатишь, мне некогда ждать ГАИшников, давай денег или свое водительское удостоверение! Разбираться потом будем.

- Зачем потом, давай прямо здесь и сейчас! Попробуй для начала взять у меня хотя бы наряд на работу! Ц тоже громко, но чтобы услышали пассажиры, ответил ему, с явной издевкой открыв первую дверь и кабину.

Мужик убежал в свою машину.

- Сейчас достанет монтировку, нож или бейсбольную биту и начнется мясной замес, - подумал я, разминая суставы и доставая второй трамвайный лом.

Пассажиры прилипли к окнам, ожидая серьезного разговора с последующим  мордобоем. А взволнованный водитель джипа прибежал с блокнотом и карандашом в руках. Типа, сейчас я тебя зарисовывать буду.             

- Тогда наш ответ будет адекватным. Мы тоже возьмем тебя на карандаш!

Мужик записал номер моего вагона, а я  Ц номера его явно не паркетного вездехода. Когда джип уехал, я посмотрел на трамвайный борт. Там было столько царапин, что отличить свежую от множества старых к вечеру не смог бы даже лучший ремонтник депо. Я посмотрел на Вечный огонь Марсова поля и с чистой совестью повез своих обмякших пассажиров.    

  

Как-то начинающий водитель сбил задним бампером на перекрестке Садовой улицы и проспекта Вознесенского сразу четыре дорогие иномарки. Когда нам на инструктаже рассказали про этот случай, я искренне воскликнул, что на его месте должен быть я.

 

 Одна молоденькая водительница,  также задним бампером чуть задела очень дорогой Ягуар на пересечении Петропавловской улицы и набережной Карповки. Она первым делом набрала мой номер и передала свой сотовый телефон водителю иномарки.  лНикуда не уезжай, сейчас приедем, вспоминать будем по-взрослому, кто всегда прав на дороге╗, - серьезным голосом сказал ему. Мужик, как мне потом сказала удивленная вагоновожатая,  не стал никому звонить, тут же сел и уехал.

 

Я своими глазами видел на городском телеканале реконструкцию одной потасовки из-за денег кондуктора между тремя мужиками и водительницей, похожей на школьную библиотекаршу. Хрупкая женщина одного выкинула через двери, а двух других, размахивая ломом, загнала в конец салона и сдала милиционерам, которых вызвала кондуктор. Ее даже чем-то наградили.

    

Шлягеры Володи Королева

 

Другим талантливым наставником  стал кондуктор Володя Королев. В молодости он окончил музыкальную школу, неплохо играл на гитаре и исполнял бардовские песни. До трамвая Володя работал инженером на оборонном предприятии, получал неплохие по советским меркам деньги, женился в зрелом возрасте на молоденькой девушке по большой любви. Его жена родила ему двух сыновей. Началась перестройка, кончилась стабильность. Деньги нужно было зарабатывать ценой своего здоровья. А молодой вдруг ей захотелось  лкрасиво пожить и бурной страсти╗ - кататься на дорогих иномарках, покупать дорогую одежду, ходить в дорогие рестораны. В конце-концов она стала водить своих ухажеров в Володину квартиру, которая досталась ему от родителей.

Он не стал никому ничего объяснять, разорвал отношения со всеми знакомыми. Пошел работать кондуктором трамвая. Трудился каждый день по две смены. Он особенно любил 6-ой маршрут, который возил людей от улицы Кораблестроителей на Петроградскую сторону, а круг делал около Финляндского вокзала. Пассажиры были очень разные, но все чрезвычайно интересные.  Володя знал в совершенстве слабые и сильные стороны своих пассажиров. Каждому придумывал на ходу и тут рассказывал простую, короткую, но поучительную историю:

 

?         Студенты, учитесь платить за проезд вовремя и сполна, чтобы потом не расплачиваться, как скупой, дважды за одни и те же ошибки.

?         В Вашей газете не сказано, что мне нужно сегодня поужинать, а через неделю купить новые башмаки? Это пустая газета, можете бросить ее на место кондуктора или к ногам вон той красавицы.

?         Бабуля, подай бывшему музыканту на новый инструмент.

?         Сегодня я не принимаю добровольные взносы в фонд политической оппозиции.

?         Желающие услышать продолжение любовного сериала прошу доехать до конечной остановки и накормить меня горячим обедом.

?         За рюмку хорошего армянского коньяка могу подробно рассказать завтрашний футбольный матч между лЗенитом╗ и лСпартаком╗.

?         А в магазине лНародный╗ цены в два-три раза ниже, чем на Сытном рынке.

?         Не оставляйте свои сумки в трамвае. Иначе все продукты в них будут по-братски разделены и  съедены голодными трамвайщиками, а ценные вещи розданы на паперти.

?         Одинокий мужчина ищет любви, ласки, понимания и что-нибудь пожрать срочно!

?         Молодой человек, выньте срочно выньте руку из кармана, а то вон та пассажирка с тебя, теоретика - самоучки, глаз оторвать не может

?         Такие красивые ноги имеют полное право на бесплатный проезд круглый год в любое время суток, но по предварительному согласованию с Вашим покорным слугой!

?         Другие страны созданы для тех, кому быть русским не под силу!

?         Лучше медленно, чем не туда!

?         Где же ты была, с кем же ты пила?

?         А счастье было так возможно, так возможно и вот так!

?         Женщины болеют, а мужчины умирают!

?         Хочешь поговорить без дураков, уходи с лекции, садись в трамвай!

?         Бери портвейн, пошли домой!

?         Тяжела лишь чужая ноша!

?         Хорошая сказка как запах колбаски!

?         Март, апрель, май Ц здравствуй и прощай!

?         лНе говорите мне прощай! Я это слово ненавижу! Я Вас нисколько не обижу, своей сумой коснувшись невзначай!╗

            

Каждый, к кому обращался Володя, радовался так, будто известный эстрадный певец исполнял в его честь свой лучший шлягер. Деньги ему давали не за проезд, а за красивый рассказ. Я их тщательно записывал, пытался повторять в похожих ситуациях,  но быстро понял, что почти все краски теряются без его тонких, выстраданных, музыкальных интонаций. Сытый, довольный жизнью человек так, как Володя, никогда говорить не будет. Имитация, конечно, возможна. Но без искренности.

Выпивал Володя каждый день не меньше пол литра бодяжной водки. Но никто не видел где и как он это делает. И почти каждый день придумывал новые изречения и выходил на линию.

Если у него случался выходной, он садился в свой любимый 6-ой маршрут и катался вместе с пассажирами, поднимая бабулькам их тяжеленные сумки и рассказывая свои короткие, но очень колоритные  истории под восхищенные взгляды детворы. Некоторые даже пытались заплатить ему за проезд, хотя рядом стоял кондуктор в ярком оранжевом жилете с роликом непроданных билетов и толстой сумкой на боку со звенящей при каждом шаге мелочью.

Володя умер неожиданно для всех Ц вдруг не вышел на работу. Таких виртуозных кондукторов я больше не встречал.

 

ТРАМВАЙНЫЕ ИСТОРИИ

 

                                 Едет интеллигент в трамвае, думает о чем-то своем, стоит у двери! Трамвай подъезжает к остановке. К интеллигенту вежливо обращается мужик:

- Вы сейчас выходите?

- Нет, не выхожуЕ - и уступает дорогу.

- Зря, хорошая остановка!

 

                                 - Девушка, уберите свой локоть от моего лица!

- Это не локотьЕ Это моя попа

- Ничего себе лпопа╗! Глаз выколоть можно!

 

                                 - Женщина, уберите локти с моих плечей!

- Это не локтиЕ Это моя грудь!

- Тогда оставьте и тихонько, чтобы никто не услышал, продиктуйте мне номер своего телефона!

 

                                 В трамвае старушка трогает молодого человека за плечо:

- Вы сейчас слазите?

- Бабуля! Я слезаю только по утрам и только с хорошеньких женщин!

- Сопляк! Молокосос! Хрен недоделанный! В мое время с хорошеньких женщин не слезали, а сползали!

 

                                 Старушка входит в переполненный ленинградский трамвай. Ей никто не уступает место:

- Неужели в Санкт-Петербурге не осталось интеллигенции?

- Интеллигенции, мамаша, до хрена! А вот трамваев мало!

 

                                 Мужчины должны уступать место женщинам в трамвае и ехать рядом на джипе!

 

                                 Надпись на сидении кондуктора: лНа место кондуктора не садиться!╗. Рядом на стекле лВ окно кондуктора не смотреть!╗

 

                                 Объявление в трамвае: лСтоимость проездного билета Ц 12 рублей, счастливого проездного Ц 120 рублей╗.

 

                                 Начало октября. День рождения Путина. В трамвай садятся два молодых парня явно в хорошем настроении. К ним подходит кондукторша и скучным говорит о необходимости оплаты проезда. Ребята серьезным голосом спрашивают:

- А может, нас бесплатно прокатите?

- В честь чего?

- Так ведь у Президента день рождения, праздник все-таки!

- Меня вечером пригласили в Смольный на торжественный ужин! Вот собираю на приличный подарок!

 

 

Михаил Дружининский
                                                              бывший водитель трамвая,

председатель Свободного профсоюза трамвайщика

29 сентября 2007 года    


 

 
Hosted by uCoz