Главная
Документы
Фотографии
Гостевая
Контакт
Ссылки
Великие
Библиотека

                                                              

                           Учителя обретают знания в борьбе

Сегодня многие сталкиваются с произволом начальников. Одни молчат и терпят явное беззаконие и несправедливость. Другие начинает бороться, защищая не только свои законные права, но и своих многочисленных коллег. Зачастую больше дело начинается с малых иногда незаметных шагов.

Мы уже писали про Наталью Высоцкую, учительницу гимназии 587 Фрунзенского района, которая сначала стала задавать вопросы о невыплаченных надбавках, потом - о последствиях перевода преподавателей на должность педагога дополнительного образования, затем - об отмене финансирования музыкального отделения и отказе выдать выпускникам свидетельство об окончании музыкальной школы (см. статью "Учителя ждут перемен" в номере от 4 февраля 2010 года).

Ответы на обращения к председателю комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Ольге Ивановой, главе районной администрации Терентию Мещерякову и председателю своего отраслевого профсоюза Владимиру Кузнецову были формальными отписками зачастую с подменой понятий - спрашивали об одном, отвечали о другом+

Когда возникла реальная угроза увольнения мятежного преподавателя, учитывая важную социальную значимость проводимой ей работы, была создана первичная организация Межрегионального профсоюза "Защита" во главе с Высоцкой.

Для думающих людей принципиальны серьезные причины конфликта, для мелочных - второстепенные. Поводом для увольнения стало изменение расписания. Наталья Павловна в течение 15 лет работала с учениками два раза в неделю: по вторникам и пятницам. Такой режим устраивал преподавателя и учеников, которые участвовали в различных конкурсах и были награждены грамотами и дипломами. Но директор С.Е.Кузнецова решила в октябре 2009 разбить занятия на три дня: вторник, пятница, суббота, передав Наталье Павловне неряшливо оформленную служебную записку. Приказа о переводе на новое расписание с достаточным обоснованием издано не было.

Готовый к таким "фокусам" педагог напомнила директору требования Трудового Кодекса о необходимости обосновывать и согласовывать такие переводы, чтобы не снизить качество образования, Положение о гимназии, где подчеркивается важность создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, и продолжала работать в прежнем режиме.

Родители также потребовали от руководства гимназии вести занятия по старому расписанию. В начале апреля в кабинете директора состоялось нешуточное собрание, где в присутствии педагогов и родителей было достигнуто соглашение - проводить занятия по более удобному графику в течение двух недель, а окончательное решение должно быть доведено до всех участников конфликта в письменном виде.

Но вместо приказа об изменении расписания С.Е.Кузнецова потребовала письменно объяснить причину отсутствия на рабочем месте в субботу 17 апреля 2010 года. Наталья Павловна написала заявление, в котором обосновывала свою позицию теми же доводами: приняла экзамен, отработала полную нагрузку по расписанию, действующему с начала учебного года, и выполнила всю работу, предусмотренную трудовым договором.

Казалось, можно объявить конфликт исчерпанным, но директор гимназии С.Е.Кузнецова подписала 21 апреля 2010 года приказ об увольнении Натальи Павловны Высоцкой. Основанием для приказа стали: акт от 17.04.2010 года, докладные записки специалиста по кадрам Т.Л.Валюжевич, замдиректора Н.П.Козловой и Е.Л.Степановой и другие бумаги. По моим наблюдениям большинство педагогов, увидев такие документы, отказываются от борьбы за свои законные права. Но Наталья Павловна не из их числа.

Она подготовила весьма грамотное заявление в районный суд, представив 54 документа в обоснование своей правоты. Более того, она потребовала в порядке досудебной подготовки предоставить трудовой договор, приказ о приеме на работу, должностные инструкции учителя, приказ о режиме работы в гимназии в 2009-2010 года, Устав, Правила внутреннего распорядка и другие важные документы.

В суде свои аргументы опытный педагог представила на основании полученных официальных бумаг и требований Трудового Кодекса. Судья Е.А.Венедиктова вынесла решение: так как никаких доказательств, подтверждающих, что отсутствие Высоцкой на рабочем месте повлекло тяжкие последствия для учеников и гимназии, не представлено, а были лишь похвальные грамоты за педагогические достижения в юридически значимый период, увольнение признать незаконным, с гимназии взыскать оплату вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

Городской суд оставил кассацию без удовлетворения, а решение районного суда - без изменений.

Но директор гимназии С.Е.Кузнецова после этого не успокоилась. Она снова уволила педагога по тем же основаниям, которые районный и городской суд признал незаконным. Сейчас повторное заявление Высоцкой находится во Фрунзенском районном суде.

Кроме того, сейчас родители и преподаватели готовят заявление о вымогательстве со стороны дирекции гимназии. Официальные лица объяснили, что деньги нужны для охраны. Их собирают уже третий месяц, а на вахте сидят старушки, которые никого защитить не смогут.

Казалось бы, мелкий конфликт, но его последствия весьма серьезные. Во-первых, речь идет о создании реального профсоюза, который на деле может защищать права учителей. Такое решение было принято в конце октября на семинаре "Защита социально-трудовых прав. Роль профсоюзов", который был организован Институтом глобализации и социальных движений (ИГСО), Конфедерацией труда России (КТР), Научно-методический центр "Гуманист". В нем, приняли участие преподаватели из гимназии 587 Фрунзенского района, и их коллеги 18 регионов России, большинство - учителя средних школ. Были представители Высшей школы. Принято еще одно важное решение - провести тренинг "Способы защиты трудовых прав учителей", где планирует выступить Наталья Павловна. Это значит, что о борьбе преподавателей музыки в гимназии Фрунзенского района Санкт-Петербурга узнали не только в Москве, этот опыт востребован и в других российских городах.

Во-вторых, судебное разбирательство должно перейти в широкую открытую дискуссию. На том же московском семинаре учитель истории одной из московских школ и сотрудник ИГСО Игорь Сангаев высказал мнение о том, что принятие федерального закона "Об образовании РФ" (ФЗ-83) может спровоцировать серьезные социальные конфликты и резко понизить качество образования. Необходимо провести дополнительные обсуждения. Руководители ВУЗов предлагают освободить образовательные учреждения, в том числе и частные, от налога на землю; предоставить льготы собственникам, которые сдают им помещения; вернуть отсрочку от армии, в том числе и тем, кто учиться на новых еще не аккредитованных специальностях; приравнять зарплату преподавателей к средней в экономике и строительстве; увольнять педагогов только после окончания учебного года; разрешить сельским школам самим определять предельную наполняемость классов и многое другое (см. www.piter-info.org от 25.10.2010 года).

Но важно услышать аргументы рядовых преподавателей. Поэтому нужно при профсоюзах создавать экспертные советы, знакомить молодых учителей с мнениями их более опытных коллег, учить их азам борьбы. Критика скандального законопроекта уже услышана руководством страны. По поручению президента России Дмитрия Медведева, проект ФЗ-83 отправлен на доработку и будет выставлен в интернете не позднее 1 февраля 2011 года на официальном сайте Министерства образования и науки РФ.

В-третьих, если подтвердятся факты незаконного преследования профсоюзного активиста и коррупции руководителя гимназии 587 Фрунзенского района, то очень серьезные вопросы могут быть заданы начальнику отдела образования администрации Фрунзенского района Елене Гавриленко, председателю комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Ольге Ивановой и главе районной администрации Терентию Мещерякову, которые знали о преступлениях и ничего не сделали.

Знающие люди говорят, что свобода, жизненный опыт и существенные знания завоевывается в борьбе. А сейчас рядового учителя может незаслуженно наказать любой чиновник или избить на глазах учеников тупой негодяй. Невольник, неспособный анализировать реалии, принимать ответственные решения, преодолевать трудности, сможет воспитать лишь невольника с надломленной психикой. У раба никогда не будет психологии, мышления и действий победителя. Только свободный, опытный и знающий учитель может воспитать выдающихся ученых, грамотных управленцев, честных юристов, правдивых журналистов и квалифицированных рабочих.

 

Михаил Дружининский

Hosted by uCoz