Главная
Документы
Фотографии
Гостевая
Контакт
Ссылки
Великие
Библиотека

                                                              

В Смольнинский федеральный суд

Центрального района Санкт-Петербурга

191144, г.Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 2

 

Заявитель:

1. Чернова Анна Глебовна,

адрес: 195028, г.Санкт-Петербург,

 

Заинтересованные лица:

Губернатор Санкт-Петербурга

адрес: 193060, г.Санкт-Петербург, Смольный

 

Правительство Санкт-Петербурга

адрес: 193060, г.Санкт-Петербург, Смольный

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании решения органа государственной власти – Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.09.2009 № 1079 «О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства»

    

Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление от 22.09.2009 № 1079 «О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства» (далее – Постановление). Постановление официально опубликовано в газете «Невское время», № 184, 09.10.2009. Постановление разрешает Комитету по управлению городским имуществом и открытому акционерному обществу «Общественно-деловой центр «Охта» отступить от предельного параметра «максимальная высота здания» для двух объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 78:11:6001А:34, по адресу: Красногвардейская пл., д.2, литера К. Заявитель А.Г.Чернова проживают в непосредственной близости от данного участка, к северу от него.

Постановление нарушает права заявителей на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, права на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на осуществление местного самоуправления (далее – МСУ), закрепленные в Конституции РФ (ст.ст. 12, 42, 44, 130), ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГсК РФ), ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ). Это заявление основано на нижеследующем.

  

1. Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Это положение Конституции развито в основных принципах градостроительной деятельности (статья 2 Градостроительного кодекса РФ, в частности, следующий принцип: «обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных… факторов»), а также в основных принципах охраны окружающей среды (статья 3 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду). Определение «окружающая среда» приводится в ст. 1 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: «Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов». Таким образом, под окружающей средой понимается не только природная среда, но и среда обитания человека в самом широком смысле, в том числе - городская среда. При этом речь идет о праве на благоприятную окружающую среду как в настоящем, так и в будущем, в результате реализации принятых решений.

Историко-культурная среда обитания, часть окружающей человека среды, защищается Законом РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно ст. 3 этого Закона РФ, элементы городской среды – градостроительные ансамбли – признаются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.52 Закона РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующего требования: обеспечение неизменности облика объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта в реестр; обеспечение доступа к объекту культурного наследия.

В развитие указанных положений федерального законодательства Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» (далее по тексту – Закон о границах зон охраны) защищает панорамы и виды исторического центра города, основные площадки и пути их обзора.

Земельный участок с кадастровым номером 78:11:6001А:34, по адресу: Красногвардейская пл., д.2, литера К, на котором предполагается возвести объекты капитального строительства с превышением предельной высоты, расположен в зоне регулирования застройки ЗРЗ 2, в подзоне ЗРЗ 2-1 (приложение № 1 к Закону о границах зон охраны, лист 53; приложение 5 к Закону Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», лист 53).

Режим ЗРЗ 2 установлен в разделе 2 «Режимы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» приложения № 2 к Закону о границах зон охраны. Согласно п.4.2 приложения № 2, на территории ЗРЗ 2 допускается: а) комплексная реконструкция кварталов при соблюдении следующих требований: формирование уличного фронта застройки, соблюдение высотных ограничений застройки. Согласно п.4.3 приложения № 2, на территории ЗРЗ 2 устанавливаются следующие ограничения:

а) формирование уличного фронта застройки с преобладанием горизонтальных линий в силуэте, возможны отдельные акценты в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия;

б) необходимость обеспечения визуального превышения уличного фронта над внутриквартальной застройкой: объекты НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВИДНЫ С ОТКРЫТЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ;

в) предельные параметры высоты определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга и ПРИ УСЛОВИИ СОХРАНЕНИЯ ПАНОРАМ И ВИДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, указанных в приложении № 1 к режимам.

П.4.4.1 приложения № 2 устанавливает особые требования для отдельных территорий в ЗРЗ 2 – для набережных р. Невы: соблюдение композиционных принципов застройки набережных, характерных для исторической части – формирование силуэта застройки набережных…

Согласно п.2.1 упомянутого приложения № 1 к режимам, «не допускается появление новых доминант в пределах обзора панорам исторического центра, открытых городских пространств. Сохраняется доминирующее положение архитектурных доминант, возвышающихся над массивом городской застройки». Прямо указаны общегородские доминанты, в том числе - Петропавловский собор в Петропавловской крепости, собор Воскресения Словущего в Смольном монастыре (известен как Смольный собор). Пунктом 2.2 приложения № 1 к режимам охраняются основные визуальные направления, в пределах которых ограничивается предельная высота застройки (в том числе – на собор Воскресения Словущего в Смольном монастыре с проспекта Обуховской Обороны, вдоль Шпалерной улицы). Пунктом 2.3 приложения № 1 к режимам охраняются панорамы, основные площадки и пути их обзора, в том числе – сочетания компонентов исторического городского ландшафта с акцентами и доминантами на фоне неба в пределах видимости 6км. Указаны панорамы акватории р.Невы, панорамы кругового обзора с галереи верхнего яруса колоннад Исаакиевского собора, моста Лейтенанта Шмидта (ныне – Благовещенский мост), Дворцового моста, Троицкого моста. Пункт 2.4 приложения № 1 к режимам защищает виды городского ландшафта: охраняются от искажений, в частности, виды на Таврический дворец со Шпалерной улицы, на Смольный монастырь и собор с пл. Растрелли.

Оспариваемое Постановление данные требования и ограничения нарушает, поскольку вместо предельной высоты 48м по уличному фронту и высоты 100м локальной доминанты, установленной Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» (приложение 4 к данному закону, лист 104), разрешена высота соответственно 76м и 403м. Заключение государственного органа охраны объектов культурного наследия отсутствует.

Разрешение отступить от предельного параметра – высоты объекта капитального строительства, выданное оспариваемым Постановлением, создает угрозу нанесения вреда окружающей среде, городской среде – архитектурному ансамблю центра Санкт-Петербурга, нарушения «неизменности облика» объектов культурного наследия, нарушает конституционную  обязанность каждого (в том числе – органов власти и их должностных лиц) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, установленную частью 4 статьи 44 Конституции РФ, тем самым нарушает право заявителей и неопределенного круга лиц  на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, права на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, создает препятствия для исполнения гражданами, включая заявителей, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п.7 ст. 40 ГсК РФ, физическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

 

2. Согласно п.3 ст. 40 ГсК РФ, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства лицо направляет соответствующее заявление в комиссию по землепользованию и застройке. Согласно п.5 ст. 40 ГсК РФ, комиссия по землепользованию и застройке направляет рекомендации о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства главе местной администрации. Согласно п.6 ст. 40 ГсК РФ, решение о предоставлении такого разрешения принимает глава местной администрации.

В Санкт-Петербурге полномочия МСУ в области градостроительной деятельности, на основании пункта 2 ст. 63 ГсК РФ (применяемого вместе с п. 3 ст. 79 Закона о МСУ), осуществляются органами государственной власти Санкт-Петербурга (поскольку иное не предусмотрено законами Санкт-Петербурга и эти полномочия не отнесены законом Санкт-Петербурга к перечню вопросов местного значения): полномочия местной администрации осуществляются Правительством Санкт-Петербурга, полномочия главы местной администрации осуществляются Губернатором Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга – высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, образуется и возглавляется Губернатором Санкт-Петербурга – Председателем Правительства Санкт-Петербурга, высшим должностным лицом Санкт-Петербурга (ст.ст. 18, 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 16, 42 Устава Санкт-Петербурга). В соответствии со ст. 8 Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принимает Правительство Санкт-Петербурга (а не единолично Губернатор Санкт-Петербурга). Соответственно, Правительство Санкт-Петербурга приняло оспариваемое Постановление о разрешении отступить от предельного параметра – высоты объекта капитального строительства.

Согласно ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется МСУ. МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно ст. 130 Конституции РФ, МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, МСУ осуществляется гражданами путем выборов, через выборные органы МСУ. Согласно п. 1 ст. 23 Закона о МСУ, муниципальные выборы проводятся в целях избрания… выборных должностных лиц МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно ст. 36 Закона о МСУ, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, в случае избрания на муниципальных выборах либо исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, либо возглавляет местную администрацию.

Т.о. полномочия местной администрации и главы местной администрации, согласно ст. 130 Конституции РФ, должны осуществляться гражданами путем выборов, в том числе – прямых выборов высшего должностного лица (ст.ст. 23, 36 Закона о МСУ). Однако гражданами – жителями Санкт-Петербурга полномочия МСУ при выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не осуществляются, поскольку Губернатор Санкт-Петербурга населением не избирается. Согласно ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) наделяется полномочиями высшего должностного лица по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Соответствующее положение включено и в Устав Санкт-Петербурга (ст. 38 Устава). Губернатор Санкт-Петербурга наделен полномочиями Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 20.12.2006 № 625.

Следовательно, ни Губернатор Санкт-Петербурга, ни Правительство Санкт-Петербурга не имеют права осуществлять полномочия по решению вопросов, связанных с выдачей разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Передачи осуществления этих полномочий МСУ органам государственной власти Санкт-Петербурга федеральным законом (ст. 63 ГсК РФ) недостаточно, для законности осуществления этих полномочий требуется еще избрание Губернатора Санкт-Петербурга на прямых выборах. Требуется сочетание этих двух условий.

Т.о. оспариваемое Постановление издано при отсутствии полномочий на принятие решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства у Правительства Санкт-Петербурга, образованного и возглавляемого Губернатором Санкт-Петербурга, не избранным населением на прямых выборах. Постановление нарушает применяемые в системной связи п. 2 ст. 63 ГсК РФ (применяемому вместе с п. 3 ст. 79 Закона о МСУ), ст.ст. 23, 36 Закона о МСУ, ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и тем самым нарушает права заявителей, вообще граждан – жителей Санкт-Петербурга, на местное самоуправление, гарантированные ст.ст. 12, 130 Конституции РФ и закрепленные ст.ст. 1, 3 Закона о МСУ.

 

В связи с изложенным, в соответствии с п.7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и со  статьями 22, 24, 131, 132, 245-247, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

ПРОСИМ:

 

1.          Признать незаконным и недействующим с момента принятия Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.09.2009 № 1079 «О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства».

2.          Обязать Правительство Санкт-Петербурга отменить данное Постановление.

 

     Приложения:

     1. Копия оспариваемого Постановления.

2. Копия заявления для заинтересованных лиц.

     3. Квитанция об уплате госпошлины.

    

Заявители:

 

 

 

 

 

21 октября 2009 года

 

                                        ДОПОЛНЕНИЕ К ЗАЯВЛЕНИЮ

об оспаривании решения органа государственной власти – Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.09.2009 № 1079 «О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства»

    

Дополнительно уточняю правовые доводы заявленных требований:

  

Согласно статье 4 Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия, каждое государство – сторона Конвенции приняло на себя обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного наследия.

Согласно статье 10 Конвенции об охране архитектурного наследия Европы, подписанной государствами – членами Совета Европы, каждая Сторона обязуется принять к осуществлению комплексную политику в области сохранения, которая: 1) включает охрану архитектурного наследия в качестве основной задачи планирования в масштабах города и страны и обеспечивает учет этого требования на всех этапах как разработки планов развития, так и процесса выдачи разрешений на производство работ; 3) делает сохранение, популяризацию и укрепление архитектурного наследия основным элементом политики в области культуры, охраны окружающей среды и планирования.

Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Это положение Конституции развито в основных принципах градостроительной деятельности (статья 2 Градостроительного кодекса РФ, в частности: «обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных… факторов», «осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия»).

Частью 3 статьи 44 Конституции РФ установлена  обязанность каждого (следовательно – и органов власти и их должностных лиц) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 

     Приложения:

     1. Копии первоначального Заявления для заинтересованных лиц, определенных Судом.

2. Копии настоящего Дополнения к заявлению для заинтересованных лиц.

    

Заявитель:

Чернова А.Г.

 

 

________________ 2009 года

 

 

Hosted by uCoz