|
12.02.2008 г.
Надо
ли участвовать в общественных слушаниях?
Необходимость
общественных слушаний в процессе принятия решений о строительстве тех
или иных объектов законодательно закреплена Градостроительным Кодексом
РФ. Так что ни чиновникам, ни инвесторам - теоретически - не удается
избежать неудобных вопросов и бьющих по грядущим прибылям строительных
магнатов пожеланий со стороны жителей. Специально подчеркнем
«теоретически». На практике же внешне, вроде бы, антураж весьма
демократичен. Чиновники приходят, терпеливо выслушивают недовольные
выступления граждан, тщательно – под видеокамеру – фиксируют все их
замечания и предложения и, отсидев положенное, едут отдыхать в
комфортные условия после изматывающего души и нервы функционеров
«общения вживую» с электоратом.
Градостроительный Кодекс РФ определяет лишь общие, «рамочные»
требования, а конкретная их реализация отдана на откуп регионам. После
вступления Кодекса в силу в действовавший до этого закон СПб, худо-бедно
ограничивавший произвол строительных боссов и заставлявший власть не
забывать о том, что интересы горожан важнее нужд и чаяний владельцев
строительных корпораций, потребовалось внести изменения: уточнить ряд
формулировок и терминов, проведя чисто техническую работу. Но тесно
связанные со строительным лобби депутаты ЗакСа использовали это как
повод переписать городской Закон заново, и отнюдь не в интересах
большинства питерцев.
Однако даже
кастрированный и изуродованный нормативный акт дает нам оружие для
защиты своих прав на благоприятную среду обитания. Во-первых, уровень
некомпетентности и правового нигилизма чиновников многих районных
администраций таков, что даже в щадящих условиях, созданных им
депутатами прежнего созыва, грамотно провести информирование населения и
организацию слушаний они не в состоянии. Если проекты после таких
скандалов и не отменяются, то имеет место оттяжка в их реализации.
В качестве
примера приведем прошлогоднюю кампанию слушаний по поправкам в
Генеральный план развития СПб. Движение гражданских инициатив, Центр
экспертиз ЭКОМ, «Охтинская дуга» и движение «Живой город» не только
заранее согласовали свои позиции, но и выработали сценарий поведения на
слушаниях по районам города, организовали инструктаж общественных
активистов, оперативное размещение тематических материалов в сети
Интернет. Результат налицо – впервые в официально полученных на руки
протоколах не только отражены критические замечания и предложения
граждан, но и присутствуют рекомендации районных чиновников в Комитет по
градостроительству и архитектуре городского правительства с этими
замечаниями согласиться. Сами же поправки в Генплан так до сих пор и не
приняты.
Во-вторых, даже
если проект и будет осуществлен, массовое недовольство в ходе
общественных слушаний может привести к устранению наиболее одиозных и
вызывающих неприятие жителей деталей. Так, к примеру, общественные
слушания по реконструкции Пискаревского проспекта были проведены со
столь вопиющими нарушениями, что смольнинские аппаратчики вынуждены были
признать их несостоявшимися. В ходе повторных слушаний удалось добиться
отказа от планов переноса трамвайных путей под окна домов по нечетной
стороне Пискаревского проспекта, что могло привести бы к угрозе для
зданий, а также обещаний установить шумозащитные стеклопакеты в жилых
помещениях, выходящих на проспект, за счет городского бюджета. Не прошло
и двух лет, как стеклопакеты действительно начали устанавливать.
Тем не менее,
локальные успехи не снимают с повестки дня основного вопроса,
интересующего социально активных граждан. Участвовать ли в общественных
слушаниях, которые проводятся формально, служат для «выпускания пара»,
вносить свои поправки и предложения, терпеливо добиваться их включения в
официальный протокол, пытаться добиться частичных улучшений проекта и
уступок в интересах жителей? Или отвергать проводимую чиновниками
процедуру с порога, игнорировать ее или устраивать вместо сущностного
обсуждения градостроительных проектов фактически митинги протеста? Ответ
на эти вопросы сложен. Очевидно, что «учет мнения граждан» вполне
вписывается, по Салтыкову-Щедрину, в такие «прогресс и просвещение»,
когда обывателей градоначальники секут не просто так, а «с
предварительным рассмотрением».
И всё же, на
мой взгляд, в слушаниях участвовать надо. Приводить на них максимальное
число и местных жителей, и протестных активистов. Естественно,
предварительно подготовив их, вооружив юридически корректными и детально
проработанными тезисами, заранее определив выступающих, пригласив
журналистов и депутатов. Последнее немаловажно, поскольку дает
определенную гарантию от «силового» давления на жителей со стороны
приведенных строительными фирмами наемных клакеров или частных
охранников. И, разумеется, само по себе участие в слушаниях, пусть даже
хорошо подготовленное, ничего не даст, если только им и ограничиться. А
вот участие в слушаниях в сочетании с судебными исками и, самое главное,
массовыми протестами горожан может заставить власти и застройщиков
отступить. Примеры тому имеются.
Владимир Соловейчик
2008-02-11 АПН Северо-Запад.ру
|
|