|
2008-04-09
Буревестник, которого не собьешь
28 марта 1868
года, то есть ровно 140 лет назад родился великий русский писатель
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Дату официальные каналы и
различные газеты отметили традиционно: про произведения автора и его
гражданскую позицию навыдавливали где-то предложения по два, зато про
эпоху развернули заезженные лантитоталитарные╗ лозунги. Жил при Ленине и
Сталине и поддерживал проводимую ими политику Ц значит, обязательно в
ней разочаровался, а умер Ц значит лпо любому╗ злобные чекисты отравили.
Все как всегда. У нас человек велик, только если его коммунисты со света
сжили.
Приятно
порадовал только Дмитрий Быков, представивший 4-х серийный
документальный фильм о Максиме Горьком. Фильм вышел чрезвычайно
информативным, объективным и легким для просмотра. На протяжении
нескольких часов перед зрителем предстала жизнь гения Ц от рождения до
смерти, через любовь, печаль, отчаяние, вдохновение, труд, революции и в
конечном итоге Ц через смерть. Никаких штампов Ц все по существу и без
лишней говорильне на общелиберальные темы.
Кажется Ц а что
может быть хрестоматийнее Горького? Пушкин писал про гусар и барышень,
падающих в обморок от душевных драм, про лихие дуэли и раздольные
барские попойки. Толстой Ц про светских дам, обремененных детьми и
изнемогающих от половой страсти и про переживания весьма странных и
бестолковых персонажей на фоне лютого пожара 1812 года. Свою нишу нашел,
кажется, и Горький Ц писал про босяков, купцов, диких крестьян и
аляповатых интеллигентов России на изломе веков и эпох. Тоже про что-то
ушедшее, похороненное в нафталине малопосещаемых музеев и музейчиков.
Поэтому проект
Дмитрия Быкова с первого взгляда может показаться этаким подвигом
интеллигента. Куда моднее было бы обсудить Пелевина, Бодрияра или даже
какую-нибудь беллетристическую диву, типа Оксаны Робски, благо такие
тоже свою культурно-историческую нишу имеют и неплохо ее обустроили.
Но Быков
выбирает Горького, и это Ц единственно возможный правильный выбор.
Именно на Горьком, на семенах его рассказов и очерков взросло то, что
можно назвать гуманистической литературой ХХ-ХХI веков. Почему он это
делает? Почему не Достоевский, не Пастернак, не Солженицын, а Горький,
которого по неофициальной доктрине путинской России принято помещать
исключительно в диапазоне от лглупенький идеалист, невольно воспевавший
большевицкий террор╗ до лобыкновенный ангажированный писака, красный
подпевала и полное отсутствие всякого таланта╗.
Не скажу, что
фильм мне понравился целиком и полностью. К отрицательным моментам я бы
отнес вставки про большевиков типа лв 1921 году в России голод.
Большевиков, конечно, не сильно беспокоит то, что крестьяне гибнут от
него, но они всерьез опасаются голодных бунтов╗. Налицо попытка, пусть
неосознанная, идущая от антисоветского многолетнего базиса, лаприори╗
видеть в большевиках исключительно механизмы по удержанию своей власти.
Механизмы, пришедшие извне, а не из среды в том числе этих самых
умирающих крестьян.
Но это Ц детали.
Когда, завершая цикл серий о писателе, Быков подводит итог, то прямо
заявляет: лГорький боролся против отсталости, считая, что
необразованность ведет к дикости. Он видел в большевиках, в красных не
просто политических концентраторов воли трудящихся, но и единственно
возможную силу, способную преобразовать Россию. Ныне празднуется победа
белыхЕ╗
Зритель,
который не реагирует на цвета, как собака Павлова на звонки, а пытается
вникнуть в суть вещей, скрытых великой борьбой, не может не понять то,
что Быков записал между строк так явственно и четко: лТо, что мешает
человеку нормально трудиться, нормально любить, нормально становиться
действительно культурным человеком Ц это и есть оплот дикости, какими бы
знаменами она не прикрывалась╗.
И в этом Ц весь
Горький. В этом его неиссякающая современность. Если, скажем, Гоголь
современен в социально-описательном смысле (его Россию пройдох-чичиковых,
упырей-собакевичей, интеллигентиков-маниловых и великой монархии
городничих мы можем наблюдать и сейчас Ц достаточно выйти из дому), то
Горький современен в социально-прогнозируемом смысле. Он ясно говорит,
почему идти вперед лучше, чем пятиться назад.
Горький в своих
рассказах, статьях, в гениальных лрусских сказках╗ ясно показывает, что
человек, поглощенный в пучину царства, на гербе которого написано: лбери
по чину и бойся сильных╗, погибает от разрыва совести и бытия. Что лмаленький
человек╗, который трудится во имя общего блага, не должен погибать, что
лмаленький человек, когда он хочет работать, - непобедимая сила╗, а тяга
к труду возможна лишь тогда, когда человек знает, что это все Ц во имя
блага людей, а не падлы начальника-чиновника-олигарха и прочих
обитателей лрублевок╗ и лкуршавелей╗.
Идеал Горького
Ц человек освобожденного труда, постоянно внутренне и физически
совершенствующийся. Человек, для которого незнакомы понятия ханжество и
сделки с совестью.
Потому-то
Горький так опасен и для современных властьимущих. Нам запрещают
смотреть в будущее, ибо будущее с необходимостью предполагает
преодоление настоящего. А ведь настоящее, как нам пытаются вдолбить в
головы, - так прекрасно, так добротно! Тысячелетний рейх либерального
рая, где властвует триединство нового бога Ц бог-прибыль,
бог-потребление, бог-порядок Ц обеспечивает всем необходимым, избавляет
от ненужных вопросов и губительных для пищеварения лбунташных╗ идей.
Горький же Ц
это тот писатель, который пусть и на голову, но впереди всех Ц в будущем.
А различные
солженицыны, официальные и неофициальные эпигоны современности, Ц это
литературные раки, ползущие назад, призывающие заняться историческим
онанизмом Ц сношением с образами прошлого. Они обвиняют народ России в
историческом предательстве, а на деле перекладывают на него свой грех.
Зачем? Чтобы через эти обвинения лишить народ достоинства. Как говорил
Горький: лЕсли все время человеку говорить, что он "свинья", то он
действительно в конце концов захрюкает╗.
А эпигоны все
не унимаются: лРаньше было плохо, сейчас Ц все зашибись как офигенноЕ А
будущего? Будущего просто не будет. Это Ц утопия!╗
Мы вас понимаем,
господа. Вам этого очень бы не хотелось. В будущем все, за счет чего вы
живете, - дикость народа, пришибленного нуждой, и ваша псевдоученость и
псевдопочет - станут не просто не нужны, а смешны.
Вам остается
только плевать и обливать своей слизью тех, кто идет дорогой Горького.
Вы кричите, что
это крамола и караете ее официальной маргинализацией. Вы заполняете
телеканалы дешевым пойлом из кусочков тривиальных образов Урганта,
Петросяна и Ксюши Собчак, а молодых, талантливых и честных наказываете лмолчанием╗.
Вы кричите о
культуре, когда население не имеет работы адекватной статусу homo
sapiens, когда большая часть россиян ненавидит то, во имя чего вынуждена
вкалывать по 10, а то и по 12 часов в сутки. А ведь лвысота культуры
всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду╗.
Совесть тоже Ц
вещь с вами несовместимая. Опять же, Горький: лВсякий человек хочет,
чтобы сосед его совесть имел, да никому не выгодно иметь-то ее╗.
Но это Ц для
вас. Есть в России другие люди. И их все больше и больше. Ото дня в день,
от кризиса к кризису, если хотите, от марша к маршу. И многие из них
найдут для себя Горького. Ведь Горький Ц это буревестник прошлых и
грядущих бурь. Бурь, которые очищают. Бурь, которые таят в себе
революции.
Об этом Быков и
сказал ярко и доходчиво.
Горький Ц это
буревестник, которого никому не сбить Ц не гонением, не молчанием, как
не сбить волю Человека к свободе.
Главное жить и
помнить горьковскую мудрость: лЧеловек становится выше ростом от того,
что тянется вверх╗.
Глеб Таргонский АКМ-Ленинград
|
|